Дранишников, В. В. Интегративный факультативный курс «Кольский край» // Наука и образование. – 2004. – № 5. – С. 36-42.

48 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ _____ ____________ ОБРАЗОВАНИЯ истимулирования деятельности каждого члена факультатива. 4. Продумать ор ганизацию творческой деятельности учащихся. Творчество проявляется сначала в самых простых процессах деятельности детей и подростков: в способности обнаружить необычное явление или увидеть в хорошо знакомом предмете или явлении то, что другие не замечают; в умении поставить новую задачу или найти новое оригинальное решение обыкновенной задачи, даже в поиске способа проверки решения путем использования тонко подмеченных связей и зависимостей. Надо стремиться создать на факультативных занятиях микроклимат доверия, сердечности, теплоты. Когда возникает необходимость, не надо бояться «потерять» время на то, чтобы своевременно дать нравственную оценку положительным или негативным явлениям и фактам в отношениях между членами факультатива, в классе или в школе. Очень важно учить детей сопереживать, воспринимать чужую боль, беду как свою, т. е. совместно «завоевывать нравственность», думая не столько о «педагогике мероприятия», сколько о «педагогике отнош ений» , «педагогике сотрудничества». Поэтому поисковые задания, например, запись воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны должна включать не только краеведческие, но и человеческие вопросы: «В чем нуждается ветеран?», «Какую помощь ему может оказать наша школа, факультатив, лично юный краевед?». 5. Продумать формы оценок знаний, умений и навыков членов факультатива, избегать нудных, формальных, «школярских» приемов оценки и контроля. И в то же время на каждом занятии следует оценивать самостоятельную познавательную деятельность юных краеведов, стремиться, чтобы при оценке знаний срабатывал «эффект одобрения». Важно создать на факультативных занятиях такую доброжелательную, творческую обстановку, когда главным стимулом в работе учеников является признание учителем, товарищами важности, ценности проделанной ими работы. Цель проведения интегративного кр аеведческо го факультатива состоит в формировании гражданственности школьников. Ее достиж ение обуславливается опорой на р егиональный компонент содерж ания исторического образования, использованием многообразных форм краеведческой работы и, прежде всего , практической поисковой деятельностью. Конкретизировалась эта цель на занятиях факультатива в следующих задачах: 1. Патриотическое воспитание школьников в процессе изучения истории «малой Родины» и практической поисковой деятельности. 2 .Формирование заинтересованно го отношения к людям Кольской земли, ее природе, культурному наследию северян. 3. Интернациональное воспитание подростков на основе изучения богатого и разнообразного поморского и саам ского фольклора, этнопедагогики, многолетнего взаимовыгодного сотрудничества и взаимопомощи народов Крайнего Севера. 4. Активизация познавательной деятельности учащихся предполагала: -развить, углубить умения и навыки самостоятельной работы с различными краеведческими источниками и материалами, -широко использовать в работе исследовательский метод обучения; -побудить, разви ть стремление к самообразованию; -способствовать овладению культурой умственного труда. 5. Дать систему знаний по истории края и необходимый минимум сведений по школьному краеведению, музееведению, источниковедению, туризму, подготовить ребят к практической работе с краеведческими источниками в школьном музее, на экскурсиях, в походах и экспедициях. 6. Привить вкус к истории как к науке. 7. На местном м атериале углубить и конкретизировать знания учащихся об основных законах развития человеческого общества. 8. Способствовать связи обучения и воспитания с жизнью. Готовить ребят к жизни в условиях рыночных отношений. Воспитывать трудолюбие, волю, чувство товарищества. Привлечь учащихся к общественно-полезной деятельности, сделать школьников причастными ко всем событиям, происходящим в крае. 9. Установить фактические, логические связи материала, изучаемого на факультативных занятиях, с программным материалом курсов Отечественной истории, граждановедения, географии, экологии, литературы и др. Содержание факультатива было сгруппировано в 2 части, и его изучение проходило в 2-х этапа. Каждый этап имел свои конкретные задачи и свои временные рамки. Первый этап - подготовительный. Юные краеведы знакомились с содержанием факультатива и формами работы, друг с другом, руководителем. На первом этапе решались следующие задачи: - вызвать устойчивый интерес к факультативу за счет яркости, новизны материала, необычности форм работы и форм общения; - создать эмоционально -приподнятую атмосф еру и нравственную почву для формирования коллектива единомышленников, сплоченных общими интересами , теплотой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz