Дранишников, В. В. Интегративный факультативный курс «Кольский край» // Наука и образование. – 2004. – № 5. – С. 36-42.

В. В. Дранишников ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «КОЛЬСКИЙ КРАЙ» 37 местной периодической печатью, с краеведческой литературой (конспектирование, аннотирование, рецензирование, составление библиографических карточек и списка литературы по заданной теме и т. д.), работа с информаторами, ведение переписки (со старожилами края, с ветеранами войны и труда, архивами, музеями и другими государственными и общественными организациями ), умение организовать работу «Клуба интересных встреч», практически участвовать в областном туристско- краеведческом движении «Отечество мое - Кольская земля», умения и навыки проведения поисковых операций «ЛетописьВеликой Отечественной войны», «Память», «Забота», «Пионерская слава», «Трудовая доблесть», «Орден в твоем доме» и др., умение подготовить сообщение, доклад по краеведческой тематике и выступить на воспитательском часе, краеведческом вечере, конференции , на краеведческом уроке, у шефов и т. д., умение составить и провести краеведческую викторину, игру по станциям и др.; б) умения и навыки работы в школьном краеведческом музее: умения и навыки работать с основным и вспомогательным фондом музея, обеспечивая его полную сохранность, умение оформить поступление новых источников и материалов, умение вести музейную документацию, подготовить и провести экскурсию (обзорную и тем атическую ), умение подготовить новую экспозицию и др.; в) туристские умения и навыки: собрать рюкзак, поставить палатку, устроить бивуак, разжечь костер (с учетом противопожарных мер), умение преодолевать водные препятствия, ориентироваться на местности, умение сделать раскладку продуктов на конкретную группу и приготовить завтрак, обед, ужин, умение оказать доврачебную и медицинскую помощь, умение ремонтировать туроборудование и др.; г) технические умения и навыки: фотографировать разными фотоаппаратами , проявлять пленки и печатать снимки, пользоваться переносными и стационарными магнитофонами, снимать любительской кинокам ерой и видеокамерой. Практика показала огромные потенциальные возможности краеведческого факультатива для выработки в короткие временные сроки большого количества практических умений и навыков краеведческой работы в школе и вне ее. Эти возможности обуславливаются: - достаточно способным контингентом учеников, посещающих факультативные занятия; - коллективной познавательной деятельностью на факультативных занятиях, в школьном музее, в поисковой работе; - осознанием юными краеведами большой общественной значимости их практической работы; - созданием хорош его микроклимата в коллективе юных краеведов , объединенных общ ественно значимой понятной целью , отношениями взаимной ответственности и зависимости, традициями и т. д.; - умелым педагогическим руководством учителя познавательной деятельностью краеведов; - разработкой системы стимулирования деятельности членов факультатива, - продумыванием системы контроля за деятельностью краеведов и т. д. 3. Продумать практическую деятельност юных краеведов, которая закрепляет краеведческие знания, умения, навыки , полученны е на факультативных занятиях, а также запланировать и разработать общение и индивидуальные задания с учетом общешкольного плана краеведческой работы, работы музея и краеведческих уроков. Можно каждому члену факультатива вручить «Рабочую книжку краеведа» - большую специально оформленную тетрадь, где записывать общие и индивидуальные, разработанные специально для данного ученика задания, а также итоги, оценки их выполнения. Общими заданиями могут быть: - организация в подшефном классе работы по одному из направлений областного туристско- краеведческого движения учащихся «Отечество мое - Кольская земля»; - организация работы по составлению летописи школы и подшефного предприятия; - подготовка выступления на воспитательском часе по краеведческой тематике; - дежурство по графику в школьном музее, - подготовка и проведение экскурсии в школьном музее; - помощь подшефному классу в проведении игры «Зарница»; - выполнение обязанностей консультанта краеведения (помощь ученикам подшефного класса в подготовке выступлений на краеведческих уроках, помощь учителю в проведении зачета по краеведческим темам и т. д.). Индивидуальными заданиями могут быть: - выступление на заседании «Клуба юных краеведов»; - участие в одной из кр аеведческих телепередач, - оформление отчета о работе краеведов школы областному слету туристов-краеведов; - участие в «Хибиниаде»; - запись на магнитофон выступления гостей школы - ветеранов Великой Отечественной войны, защитников Кольского Заполярья; - помощь библиотеке в проведении игры по станциям «Край, в котором мы живем». Таким образом, «Рабочая книжка краеведа»- удобная форма фиксации , контроля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz