Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.

42 Эти растения тоже используются в народном хозяйстве. Из их белой древесины делают построй­ ки, производят спички, лыжи, бочки, фанеру, а кора применяется при выделке и окраске кожи в жел­ тый цвет. Липа. Это одно из самых распространенных деревьев в старинных парках. Она растет почти по всей Европе, кроме Крайнего Севера. Наши озеле­ нители привезли ее за Полярный круг и высадили в скверах и на улицах Мурманска. Листочки у нее тонкие и имеют сердцевидную форму, их края мелко зазубрены. На ветвях они рас­ полагаются слоями, в них красиво переливаются свет и тени. За красоту древние славяне посвятили липу Ладе - богине любви и красоты. Обычно липу садят в городах, но был слу­ чай, когда город построили у липы. Это немецкий Нейштадт ан-дер-Линде, то есть «Новый город у липы». Липе, около которой был построен город, было 700 лет. Она и сейчас растет в этом городе и окружена заботой и почетом. Удивительна липа тем, что в отличие от дру­ гих деревьев зацветает не весной, а в середине лета. Ее белые цветы привлекают насекомых не только своим ароматом, но и вкусной пыльцой и соком- нектаром. Пчелы, шмели, дневные бабочки, цветоч­ ные мухи собираются на липе. Л после захода сол­ нца здесь пируют бабочки ночные и множество жуков. Пчелы перерабатывают пыльцу и нектар в мед. Этот мед считается самым лучшим. А еще цветки липы ценны своими целебными качества­ ми: они служат лекарством при простуде. В старину на Руси липа была очень нужным деревом. И не только потому, что из ее мягкой дре­ весины делали миски, ложки, скалки, веретена, музыкальные инструменты. «Липа обувает», - го­ ворили в те времена. И липа, действительно, обу­ вала: из ее коры, лыка, плели лапти, а это была обувь для миллионов крестьян. Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми растениями, растущими в нашем сквере. Постараем­ ся их запомнить, чтобы узнавать на улицах города. III. Экскурсионное задание Описать любое дерево или кустарник по сво­ ему желанию. Определить или измерить его высо­ ту и толщину, подсчитать количество стволов. 1. Назвать сказки, стихи, пословицы, где упо­ минается это растение. Нарисовать растение или иллюстрацию к произведениям о нем. 2. Как используется это растение? 3. Что надо делать, чтобы растения не исчез­ ли на нашей планете? 4. Назовите примеры положительного и отри­ цательного влияния человека на природу города. 5. Сорвите по листочку, заложите их в свои тетрадки, подпишите названия растений. Собери­ те шишки лиственницы и ее прошлогодние игол­ ки. Осенью можно собрать облетевшие листья. На уроке изобразительного искусства их можно ис­ пользовать для создания флористических работ. ЛИТЕРАТУРА 1. ВерпшпнН. М. По следам Робинзона. -Л енинград.-1 2 Дудакпва Е. Ф., Макарова О. А. Историко-природный мар­ шрут в центре Мурманска. - Мурманск, 1993. 3. Жи:шь растений. / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. - М., 1980. - т. 5(1). 4. Жизнь растений. / Под ред. A. J1. Тахтаджяна. - М., 1980. - т. 5(2). 5. Ивченко С. И. Занимательно о ботанике.- М., 1969. 6. Минаева В. М. Внеклассная работа по природоведению. ~ Минск, 1980. 7. Михеев Л. В. Охрана природы: Учебное пособие. -М ., 1987. 8. Петров В. В. Мир лесных растений. - М., 1978. 9. Плешаков Л. А. Зеленые страницы. - М., 1995. В. В. ДРАНИШНИКОВ Программа регионального курса «История родного края» (для учашихся 5-х классов школ Мурманской области) В 1993 году Мурманский областной научно-мето­ дический центр выпустил учебное пособие В. В. Дра- нишникова «История родного края» для учащихся 5-х классов. Ряд учителей стали изучать региональный курс в 3-х классах по системе развивающего обучения JI. В. Занкова. Особенно успешно это депает учитель С1И№49 г. Мурманска Л. Н. Лобченко. Программа кур­ са была издана в 1994 году в брошюре «Региональные программы основных и дополнительных курсов по ис­ торическому краеведению: экспериментальный про­ ект», которая из-за небольшого тиража стала библио­ графической редкостью. По просьбе учителей иработников учреждений до­ полнительного образования журнал публикует перерабо­ танную программу курса «История родного края». Н а изучение курса отводится 22 часа: 20 ча­ сов - на изучение нового материала, 2 часа на уроки повторения. Программа носит рекомендательный характер. В зависимости от же­ лания и возможности учителя, краеведческой базы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz