Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.
50 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ постоянное накопление краеведческого мате риала путём записи воспоминаний старожилов края, ветеранов войны и труда; изготовление наглядных пособий (схем, карт, муляжей и т. п.); согласование плана урока с внеклассными и внешкольными воспитательными мероприятиями; знакомство с экспозицией и фондами местно го краеведческого музея по теме урока; знакомство с фондами школьного музея. Последовательность этапов подготовки к краеведческому уроку, конечно, условная. Эго за висит от опыта учителя, условий работы, наличия краеведческой базы в школе, конкретных задач, ко торые ставит перед каждым уроком учитель. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке проходит успешно лишь при строгом соблюдении следующих условий: соответствия краеведческого материала об щим методологическим задачам курса отечествен ной истории; его научной достоверности и глубокой идей ности; взаимосвязи местного и общеисторического материала; исторически сложившихся условий развития края, его специфики; систематичности и планомерности исполь зования краеведческого материала; наглядности; непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краевед ческого материала с применением исследователь ского метода; связи учебной и внеклассной историко-крае- ведческой работы; умения учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приёмы и методы исполь зования местного материала на уроках истории и во внеклассной работе с учащимися. Результат в учебном процессе краеведческий материал даёт лишь тогда, когда он: а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и яв лений, но и источником получения новых знаний, расширения научного кругозора учащихся; б) удобен для сравнения, сопоставления с об щесоюзным; в) тесно связан о общеисторическими собы тиями и раскрывает специфические особенности развития края. Умелое использование краеведческих источ ников и материалов, установление межпредметных связей и использование больших возможностей внеклассной и внешкольной воспитательной рабо ты на этом уроке дело достаточно трудное. Мы рекомендуем при подготовке к уроку со ставить план-таблицу со следующими графами: 1. Организация работы учителя и учащихся на уроке (тема урока; задачи урока - образова тельные, воспитательные, развивающие; практи ческие умения и навыки, которым необходимо на учить учащихся; план урока; оборудование; мето ды изучения краеведческого материала; задание на дом; литература для дополнительного чтения; темы для возможных сообщений учащихся; литература для учителя (методическая, историко-краеведчес- кая); межпредметные связи; анализ урока; выводы). 2. Внеурочная краеведческая работа по пред мету (практическая работа школьников по сбору и оформлению историко-краеведческого материала к уроку - изготовление наглядных пособий (карт, схем), участие в поисковой работе, проведение эк скурсий , походов, поездок). Для успешного проведения уроков необходи мо: знание дидактики и методики преподавания истории; хорошее знание истории края; знание методики и практики внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Краеведческий урок лишь тогда даёт хороший результат, когда на нём используются материалы поисковой работы, собранные учащимися данного класса. Краеведческий урок предполагает и созда ёт условия для взаимодействия учителя и учащих ся на уровне сотрудничества. ЛИТЕРАТУРА 1. В мире литературы, 5 кл.: Учеб. хрестоматия: В 2 ч. / Автор-составитель А. Г. Кутузов и др. - М., 1995. - Ч. 1. 2. ВорожайкиН. И., Соловьёв В. М., Студеникин М. Т. Рас сказы по родной истории: Учеб. для 5 кл. сред. шк. - М., 1993. 3. География Мурманской области.: Учеб. пособие для уча щихся 8-9 кл. сред. шк. / Под ред. В. В. Крючкова. - Мурманск. 1993. 4. Д раниш ников В. В. История родного края. - Мурманск, 1993. 5. Киселев А. А., Киселева Т. А. История Мурманской об ласти. - Мурманск, 1995. 6. Этих дней не см олкн ет слава: У чебное пособие / Сост. В. В. Дранишников, Л. В. Журин, В. А. Смирнов и др. - Мурманск, 1995.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz