Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.

В. В. Дранишников. ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 49 тельных операций немецкого командования по зах­ вату нашего края. 9. Как называлась наступательная операция наших войск, в результате которой был разгромлен противник и освобождена территория нашего края? 10. Назови защитников Советского Запо­ лярья, дважды удостоенных звания Героя Советс­ кого Союза. 11. Расскажи о том, как идёт перестройка на Кольской земле. Каковы её успехи, трудности и проблемы. Как ты сам относишься к процессу пе­ рестройки? Есть ли изменения в содержании школь­ ного образования, вызванные перестройкой? ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ 1. Назови самую высокую вершину на Коль­ ском полуострове (Часначорр - 1240 метров). 2. Сколько месяцев на Кольском полуострове длится зима? (Более пяти месяцев). 3. Назови самое глубокое озеро в нашем крае. (Умбозеро - 115 метров). 4. Назови административные округа Мурман­ ска. (Октябрьский, Ленинский, Первомайский). 5. Река Кольского полуострова, которая почти на 50% состоит из озёр. (Река Умба). 6. Советский учёный, который вернулся из оче­ редной экспедиции на разъезд Белый в такой изно­ шенной одежде, что сердобольная старушка, приняв его за нищего, подала пятак. (А. Е. Ферсман). 7. Какие минералы названы по имени иссле­ дователей Кольского края? (Беловит, ферсманит, феремит, ломоносовит и др.) 8. Назови города-побратимы Мурманска. (Тромсе, Вадсе - Норвегия, Рованиеми - Финлян­ дия, Гронингем - Голландия, Лулео - Швеция, Джексонвилл - США, Щецин - Польша). 9. Кем был по национальности мореплаватель Виллем Баренц, именем которого названо море в Северном Ледовитом океане? (Голландец). 10. Бывают ли на Кольском полуострове зем­ летрясения? (Да). ЛИТЕРАТУРНАЯ СТАНЦИЯ 1. Какому писателю принадлежит выражение: «Северный человек - орех, его раскусить надо». (М. Пришвин, книга «За волшебным колобком»). 2. Из произведения какого писателя взяты эти слова: «...Ну, пускай - сияние будет! Не видел! Это, братец, такой прекрасный вид, ...даже страшно! Пламень ходит по небу, столбы огненные падают, вихри носятся - беда! Прямо скажу - беспощадная красота, сияние это! Глядишь, и глаза не можешь закрыть...» (М. Горький. Очерк «На краю земли»). 3. Известный советский поэт-песенник, кото­ рый 3,5 года работал в Хибиногорске, сменив ряд профессий - рабочего, директора клуба, редактора газеты. (Лев Ошанин). 4. Кому принадлежат эти строки: Да, прямо скажем, этот край Нельзя назвать дорогой в рай. (К. Симонов. «Мурманские дневники»). 5. Мурманчанин, поэт, погиб в годы Великой Отечественной войны. Его называют заполярным Сент-Экзюпери. (Александр Подстаницкий). 6. Кто автор этих поэтических строчек, и ка­ кому памятному месту Кольской земли они посвя­ щены? А тогда по этой самой долине залегало человечество пластами. Благо, вьюга поступила по-братски - Отделила героя от убийцы, чтобы нам, живым, во всём разобраться, в самом главном не ошибиться. (поэт В. Семёнов. Поэма «Долина смерти»). 7. Мурманский писатель, автор романа «Кола». (Борис Поляков). 8. Традиционный литературный праздник, впервые проведённый на Кольской земле. (День славянской письменности и культуры). ТВОРЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ 1. Прочитай любимое стихотворение о нашем крае. 2. Исполни песню о Кольской земле. 3. Покажи один из народных обрядов. 4. Защита проектов «Мой город в будущем». 5. Конкурс сочинений-миниатюр о нашем крае. 6. Рассказ о любимой книге про наш край. 7. Конкурс на лучший рисунок по теме. 8. Конкурс на лучшую фотографию нашего края. 9. Конкурс-выставка коллекций марок, знач­ ков Кольской земли. ПЛАН ПОДГОТОВКИ К КРАЕВЕДЧЕСКИМ УРОКАМ Изучение методики библиографирования и составление библиографии по теме урока; изучение и отбор краеведческой литературы с помощью библиографических указателей и спра­ вочников; изучение методической литературы по орга­ низации краеведческой работы в школе; изучение методических работ учителей-зем- ляков, знакомство с деятельностью лучших учите- лей-краеведов города; составление библиографических карточек; создание папок с газетными вырезками по темам урока;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz