Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.

48 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Ледокольный флот, Северный морской путь, атомные станции, ядерные катастрофы. 2. Познание человеком мира, использование научных открытий - объективный, неизбежный процесс. Нравственный долг людей нести ответ­ ственность за научные открытия и их исполь­ зование. 3. Отечественная история. Рассказ «Земля - наш общий дом» [2, с. 237-241]. 4. Показать на карте путь атомохода «Арк­ тика» к Северному полюсу. Составить биографию атомохода «Ленин». Сделать макет атомохода или свой вариант макета новейшего корабля рыбопро­ мыслового флота. Тема XV. Послевоенные пятилетки (1 час) Пя гилстние планы развития народного хозяй­ ства - этапы большого, сложного пути развития нашей страны и Кольского края. Известные пред­ приятия края и их продукция. Лучшие люди Коль­ ской земли. 1. Промышленные предприятия края - гор­ дость всей страны. Это результат огромного, сози­ дательного труда наших земляков. Мы можем гор­ диться людьми старшего поколения. 2. Трудолюбие, ответственность за поручен­ ное дело - важнейшие нравственные качества. Ува­ жение ветеранов труда, помощь, милосердие по от­ ношению к ним - долг каждого человека. 3. Побеседовать со своими родственниками и собрать материал по теме «Жизнь и труд в годы первых пятилеток». Тема XVI. Планета - наш обший лом (2 часа) Экология и экологические беды. Борьба с эко­ логической опасностью. Экологические проблемы Заполярья. Дружба с народами Скандинавских стран. 1. Экология, экологические катастрофы, дея­ тельность человека по защите природы. Красная книга, движение стран Северного калотта, народ­ ная дипломатия, Баренцрегион. 2. Охрана природы, всего живого на Земле - нравственный долг человека. Экологическая куль­ тура - важная черта современного образованного человека. 3. Отечественная история. Рассказ «Земля - наш общий дом» [2, с. 237-241]. 4. По карте «Мурманская область» показать наиболее опасные в экологическом отношении рай­ оны края. По карте «Географическая карта» показать го­ рода-побратимы столицы Заполярья Мурманска. Собрать материал о городах-побратимах Мур­ манска и Мурманской области. Тема XVII. По пути мира и прогресса (1 час) Начало революционной перестройки в стра­ не. Её объективная необходимость. Трудности и проблемы реформирования народного хозяйства. Социально-экономические проблемы Кольского края. 1. Перестройка, реформа, рыночные отноше­ ния, социально-экономический кризис, инфляция. 2. Любые революционные преобразования в стране связаны не только с большими социально- экономическими трудностями, но и с политичес­ кими. Людям, особенно старшему поколению, очень трудно отказаться от духовных и материаль­ ных ценностей, к которым они привыкли: вере в коммунизм, социальных гарантий, которые суще­ ствовали в стране: гарантия права на труд, на бес­ платное образование, лечение и т. д. Резкое ухудшение материального положения подавляющего большинства людей вызвало полити­ ческие, региональные, национальные, религиозные проблемы. В это трудное время очень важно иметь веру в коллективный разум россиян, в приоритет общечеловеческих ценностей. История учит - Рос­ сия всегда с честью выходила из социально-эконо­ мических и политических трудностей. Никакая вне­ шняя сила не способна спасти нашу страну кроме её самой. Россия была, есть и будет великой державой. 3. Побеседовать с родителями и выяснить, как на предприятии, где они работают, проходит рефор­ ма. Собранную информацию оформить в сочине­ ние-миниатюру «Реформа на Кольской земле». Урок итогового повторения Его задача - дать целостное представление о развитии нашего края в прошлом и настоящем, его культуре, социально-экономических проблемах. Этот урок целесообразно провести во внеурочное время в игровой форме, как внеклассное меропри­ ятие по предмету. Например, в виде игры по стан­ циям «Наш край». В этом случае на его проведе­ ние можно отвести 2 часа. Примерное солержание игры ИСТОРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ 1. Какие книги о нашем крае ты читал? Ка­ кая из них тебе понравилась и почему? 2. Назови исследователей Кольского края. 3. Почему Кольский край назывался «Русской Лапландией»? 4. Объясни происхождение слова «Мурман». 5. Назови памятники деревянного зодчества нашего края. 6. Назови первый каменный дом, построен­ ный в Мурманске. Что в нём находится сейчас? 7. Чем з наменита школа № 12 в Мурманске? 8. Назови кодовые наименования наступа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz