Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.
48 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Ледокольный флот, Северный морской путь, атомные станции, ядерные катастрофы. 2. Познание человеком мира, использование научных открытий - объективный, неизбежный процесс. Нравственный долг людей нести ответ ственность за научные открытия и их исполь зование. 3. Отечественная история. Рассказ «Земля - наш общий дом» [2, с. 237-241]. 4. Показать на карте путь атомохода «Арк тика» к Северному полюсу. Составить биографию атомохода «Ленин». Сделать макет атомохода или свой вариант макета новейшего корабля рыбопро мыслового флота. Тема XV. Послевоенные пятилетки (1 час) Пя гилстние планы развития народного хозяй ства - этапы большого, сложного пути развития нашей страны и Кольского края. Известные пред приятия края и их продукция. Лучшие люди Коль ской земли. 1. Промышленные предприятия края - гор дость всей страны. Это результат огромного, сози дательного труда наших земляков. Мы можем гор диться людьми старшего поколения. 2. Трудолюбие, ответственность за поручен ное дело - важнейшие нравственные качества. Ува жение ветеранов труда, помощь, милосердие по от ношению к ним - долг каждого человека. 3. Побеседовать со своими родственниками и собрать материал по теме «Жизнь и труд в годы первых пятилеток». Тема XVI. Планета - наш обший лом (2 часа) Экология и экологические беды. Борьба с эко логической опасностью. Экологические проблемы Заполярья. Дружба с народами Скандинавских стран. 1. Экология, экологические катастрофы, дея тельность человека по защите природы. Красная книга, движение стран Северного калотта, народ ная дипломатия, Баренцрегион. 2. Охрана природы, всего живого на Земле - нравственный долг человека. Экологическая куль тура - важная черта современного образованного человека. 3. Отечественная история. Рассказ «Земля - наш общий дом» [2, с. 237-241]. 4. По карте «Мурманская область» показать наиболее опасные в экологическом отношении рай оны края. По карте «Географическая карта» показать го рода-побратимы столицы Заполярья Мурманска. Собрать материал о городах-побратимах Мур манска и Мурманской области. Тема XVII. По пути мира и прогресса (1 час) Начало революционной перестройки в стра не. Её объективная необходимость. Трудности и проблемы реформирования народного хозяйства. Социально-экономические проблемы Кольского края. 1. Перестройка, реформа, рыночные отноше ния, социально-экономический кризис, инфляция. 2. Любые революционные преобразования в стране связаны не только с большими социально- экономическими трудностями, но и с политичес кими. Людям, особенно старшему поколению, очень трудно отказаться от духовных и материаль ных ценностей, к которым они привыкли: вере в коммунизм, социальных гарантий, которые суще ствовали в стране: гарантия права на труд, на бес платное образование, лечение и т. д. Резкое ухудшение материального положения подавляющего большинства людей вызвало полити ческие, региональные, национальные, религиозные проблемы. В это трудное время очень важно иметь веру в коллективный разум россиян, в приоритет общечеловеческих ценностей. История учит - Рос сия всегда с честью выходила из социально-эконо мических и политических трудностей. Никакая вне шняя сила не способна спасти нашу страну кроме её самой. Россия была, есть и будет великой державой. 3. Побеседовать с родителями и выяснить, как на предприятии, где они работают, проходит рефор ма. Собранную информацию оформить в сочине ние-миниатюру «Реформа на Кольской земле». Урок итогового повторения Его задача - дать целостное представление о развитии нашего края в прошлом и настоящем, его культуре, социально-экономических проблемах. Этот урок целесообразно провести во внеурочное время в игровой форме, как внеклассное меропри ятие по предмету. Например, в виде игры по стан циям «Наш край». В этом случае на его проведе ние можно отвести 2 часа. Примерное солержание игры ИСТОРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ 1. Какие книги о нашем крае ты читал? Ка кая из них тебе понравилась и почему? 2. Назови исследователей Кольского края. 3. Почему Кольский край назывался «Русской Лапландией»? 4. Объясни происхождение слова «Мурман». 5. Назови памятники деревянного зодчества нашего края. 6. Назови первый каменный дом, построен ный в Мурманске. Что в нём находится сейчас? 7. Чем з наменита школа № 12 в Мурманске? 8. Назови кодовые наименования наступа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz