Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.

46 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Рублёва [2, с. 131-135], «Гости из прошлого» [2, с. 135-139], «Народные умельцы» [2, с. 139-143]. 4. Показать на карте «Мурманская область» населённые пункты, в которых сохранились памят­ ники деревянного зодчества. Если в семье или у близких родственников сохранились предметы народного декоративно-при­ кладного искусства, расспросить о самом интерес­ ном из них и рассказать на очередном уроке. Тема VII. В борьбе за свободу (1 час) Первая буржуазная революция в России. Де­ кабрьское вооружённое восстание в Москве. Влияние событий в центре России на жизнь Крайнего Севера. Забастовочное движение на ле­ сопильных заводах в 1906 году. 1. Революция - высшая форма борьбы за власть рабочих и буржуазии: забастовочное движе­ ние; революционеры (социал-демократы). Мирные средства борьбы: протесты, демонстрации, митин­ ги, стачки. Революционные средства: вооружённое вос­ стание, террористические акты. 2. Совершенствование общества, его жизни - нравственная потребность человека. Жестокий, не­ примиримый характер революционной борьбы, так как речь идёт о политической и экономической влас­ ти. В ходе этой борьбы на первое место выступают не общечеловеческие ценности, а классовые, сослов­ ные ценности и интересы. В революционной борьбе главный судья - сила. Революционеры искренне же­ лали счастья народу, но часто их деятельность шла во вред людям. 3. Сколько лет прошло со времени вооружён­ ного восстания в Москве? Показать на карте «Мурманская область» село Кузомень, население которого в 1907 году отмеча­ ло 1 Мая. Тема VIII. Строительство железной дороги на Мурмане, рождение Мурманска (1 час) Потребности России в незамерзающем порте с открытым выходом в океан. Трудности сооруже­ ния дороги и обеспечения строителей продоволь­ ствием и жильём. Завершение прокладки дороги и сдача её во временную эксплуатацию (15 ноября 1916 года). Значение железной дороги Петроград- Мурман для развития Кольского Севера. Закладка храма и официальное открытие го­ рода Романов-на-Мурмане 21 сентября 1916 года, переименование названия города в Мурманск в 1917 году. 1. Мировая война и её влияние на экономику России. Мурманстройка, многонациональный со­ став строителей железной дороги, трудности стро­ ительства и быта рабочих. Возникновение города Романов-на-Мурмане (Мурманска). 2. Железная дорога - это результат огромных усилий и жертв простых людей разных националь­ ностей. И сегодня вызывает удивление невероятно короткие сроки её строительства. Труд тысяч лю­ дей не был напрасным. Железная дорога обуслови­ ла быстрое развитие экономики края. 3. Проследить по карте «Мурманская об­ ласть», какие города Кольского края она соединяет. Составить план рассказа по теме «Строительство железной дороги на Мурмане и рождение Мурман­ ска». Урок-повторение по теме Лореволюиионная история Кольского края (1 час) Возможна обзорная экскурсия в Областной краеведческий музей (для школьников города Мур­ манска) или местные музеи, имеющие краеведчес­ кий материал по данной теме. Возможно проведение урока в виде специаль­ но составленной краеведческой викторины или учебной встречи, КВН между учащимися двух пя­ тых классов. Тема IX. Мурман Советский (1 час) Причины интервенции на Мурмане. Оккупа­ ционный режим на Кольской земле. Борьба насе­ ления края против интервентов и белогвардейцев. Партизанское движение. Вооружённое восстание в Мурманске под руководством И. И. Александро- 1. Социалистическая революция, интервен­ ция, гражданская война, партизанская война, под­ полье. 2. Гражданская война-трагедия народов Рос­ сии. Она пробудила у воюющих сторон низменные человеческие качества - жестокость, озлоблен­ ность, идейную непримиримость, которые будут проявляться и в последующей мирной жизни Со­ ветской России. Недопустимость братоубийствен­ ных войн в России. 3. Показать на карте районы и населённые пункты, которые были очагами партизанского дви­ жения на Кольской земле. Собрать материал об уча­ стниках революции, гражданской войны и парти­ занского движения на Мурмане. Тема X. Народное образование после революции (1 час) Работа по ликвидации неграмотности на Мур­ мане. Усилия государства по развитию народного образования Кольского края. Создание комсомоль­ ской и пионерской организаций на Мурмане. 1. Ликбез, введение всеобщего начальног образования в сельской местности и семилетнего в городах. Ликвидация неграмотности на Мурмане - большая победа Советского государства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz