Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.
46 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Рублёва [2, с. 131-135], «Гости из прошлого» [2, с. 135-139], «Народные умельцы» [2, с. 139-143]. 4. Показать на карте «Мурманская область» населённые пункты, в которых сохранились памят ники деревянного зодчества. Если в семье или у близких родственников сохранились предметы народного декоративно-при кладного искусства, расспросить о самом интерес ном из них и рассказать на очередном уроке. Тема VII. В борьбе за свободу (1 час) Первая буржуазная революция в России. Де кабрьское вооружённое восстание в Москве. Влияние событий в центре России на жизнь Крайнего Севера. Забастовочное движение на ле сопильных заводах в 1906 году. 1. Революция - высшая форма борьбы за власть рабочих и буржуазии: забастовочное движе ние; революционеры (социал-демократы). Мирные средства борьбы: протесты, демонстрации, митин ги, стачки. Революционные средства: вооружённое вос стание, террористические акты. 2. Совершенствование общества, его жизни - нравственная потребность человека. Жестокий, не примиримый характер революционной борьбы, так как речь идёт о политической и экономической влас ти. В ходе этой борьбы на первое место выступают не общечеловеческие ценности, а классовые, сослов ные ценности и интересы. В революционной борьбе главный судья - сила. Революционеры искренне же лали счастья народу, но часто их деятельность шла во вред людям. 3. Сколько лет прошло со времени вооружён ного восстания в Москве? Показать на карте «Мурманская область» село Кузомень, население которого в 1907 году отмеча ло 1 Мая. Тема VIII. Строительство железной дороги на Мурмане, рождение Мурманска (1 час) Потребности России в незамерзающем порте с открытым выходом в океан. Трудности сооруже ния дороги и обеспечения строителей продоволь ствием и жильём. Завершение прокладки дороги и сдача её во временную эксплуатацию (15 ноября 1916 года). Значение железной дороги Петроград- Мурман для развития Кольского Севера. Закладка храма и официальное открытие го рода Романов-на-Мурмане 21 сентября 1916 года, переименование названия города в Мурманск в 1917 году. 1. Мировая война и её влияние на экономику России. Мурманстройка, многонациональный со став строителей железной дороги, трудности стро ительства и быта рабочих. Возникновение города Романов-на-Мурмане (Мурманска). 2. Железная дорога - это результат огромных усилий и жертв простых людей разных националь ностей. И сегодня вызывает удивление невероятно короткие сроки её строительства. Труд тысяч лю дей не был напрасным. Железная дорога обуслови ла быстрое развитие экономики края. 3. Проследить по карте «Мурманская об ласть», какие города Кольского края она соединяет. Составить план рассказа по теме «Строительство железной дороги на Мурмане и рождение Мурман ска». Урок-повторение по теме Лореволюиионная история Кольского края (1 час) Возможна обзорная экскурсия в Областной краеведческий музей (для школьников города Мур манска) или местные музеи, имеющие краеведчес кий материал по данной теме. Возможно проведение урока в виде специаль но составленной краеведческой викторины или учебной встречи, КВН между учащимися двух пя тых классов. Тема IX. Мурман Советский (1 час) Причины интервенции на Мурмане. Оккупа ционный режим на Кольской земле. Борьба насе ления края против интервентов и белогвардейцев. Партизанское движение. Вооружённое восстание в Мурманске под руководством И. И. Александро- 1. Социалистическая революция, интервен ция, гражданская война, партизанская война, под полье. 2. Гражданская война-трагедия народов Рос сии. Она пробудила у воюющих сторон низменные человеческие качества - жестокость, озлоблен ность, идейную непримиримость, которые будут проявляться и в последующей мирной жизни Со ветской России. Недопустимость братоубийствен ных войн в России. 3. Показать на карте районы и населённые пункты, которые были очагами партизанского дви жения на Кольской земле. Собрать материал об уча стниках революции, гражданской войны и парти занского движения на Мурмане. Тема X. Народное образование после революции (1 час) Работа по ликвидации неграмотности на Мур мане. Усилия государства по развитию народного образования Кольского края. Создание комсомоль ской и пионерской организаций на Мурмане. 1. Ликбез, введение всеобщего начальног образования в сельской местности и семилетнего в городах. Ликвидация неграмотности на Мурмане - большая победа Советского государства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz