Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.

В. В. Дранишников. ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 45 боги и праздники» [2, с. 21-24], «Крещение Руси» [2, с. 31-34]. 4. По современной географической карте по­ казать пути движения ушкуйников на Терский бе­ рег, по карте «Мурманская область» - населённые пункты Терского берега. Самостоятельно собрать материал для ответа на вопрос: «Какие экономи­ ческие связи существуют сегодня между Новгород­ ской областью и Кольским краем». На основании публикации в местной печати установить, какие религии исповедует население Кольского края. Если в семье или среди родственников есть верующие, узнать, какие религиозные праздники они будут от­ мечать в ближайшее время, какой нравственно-фи­ лософский смысл они вкладывают в эти праздни­ ки. Тема III. Морские промыслы (1 час) Особенности экономической жизни края. Рыб­ ные промыслы на Мурмане. Путь промысловиков на Мурман, становища, условия труда и быта ры­ баков, ярусный способ лова рыбы. Шняка - основ­ ное рыболовное судно поморов. Зверобойный про­ мысел. 1. Поморы, специфика хозяйственной жизни, вешняки, стан, шняка и её «экипаж» (кормщик, ве- селыцик, наживочник, тяглец, зуек), зверобойный промысел. 2. Суровые условия жизни на Крайнем Севе­ ре формировали такие важные качества людей, как смелость, мужество, взаимовыручка, деловитость, предприимчивость. 3. По карте «Мурманская область» показать путь промысловиков с Терского берега на Мурман. Каким образом можно сегодня попасть на мурманский берег из Кандалакши? Сделать макет шняки. Тема IV. Монастыри - феодалы Севера (1 час) Время возникновения монастырей, их роль в хозяйственном освоении края (торговля, солеваре­ ние, промысел). Монастыри - центры культуры. 1. Монастыри - феодалы Севера. Неоднород­ ность общины монахов (игумен, рядовые монахи, трудники). Монастыри - экономические, культур­ ные центры края. 2. Религиозность - характерная черта жизни средневекового человека. Свобода совести (право выбора религии) - одна из основных особенностей демократического государства. Уважение взглядов верующих - важная черта культурного человека. Уг­ нетение человека - общественное зло. Несправед­ ливость, жестокость - качества, недостойные че­ ловека. 3. Отечественная история. Рассказ «Монахи и монастыри» [2, с, 82 - 83]. 4. Используя текст пособия и документаль ный материал, написать сочинение-миниатюру «Один день жизни монастыря». Тема V. Кола - столица Российской Лапландии (1 час) Время и причины возникновения Колы. Со­ став населения. Ремесло, промыслы и торговля го­ рожан. Нападение англичан на Колу в 1864 году, уничтожение Воскресенского собора. Последствия бомбардировки Колы. 1. Крымская война 1853-1854 гг. К ола -ж ер ­ тва недальновидной политики царского правитель­ ства. 2. Вероломство и жестокость английского военного судна «Миранда», которое в течение 20 часов обстреливало мирный город. Мужество ко- лян, отвергнувших требования англичан сложить оружие и передать им казённое имущество. Жерт­ вами военных действий часто являются выдающи­ еся памятники культуры, утрата которых невоспол­ нима. 3. Посетить экспозицию краеведческого му­ зея, посвященную обороне Колы, и использовать полученную информацию при составлении плана по данному вопросу. Сделать рисунок Воскресен­ ского собора (см. рисунок в учебном пособии). Тема VI. Культура населения края (4 часа) Новгородские истоки поморской культуры. Деревянное зодчество: крестьянское домостроение (избы, амбары), Успенская церковь в Варзуге, Вос­ кресенский собор в Коле, Никольская церковь в Ковде. Устное народное творчество: сказки, поговор­ ки, пословицы, песни, загадки, «плачки», декора- тивно-прикладное искусство. Иконопись. Народная школа. 1. Культура, особенности поморской куль­ туры, деревянное зодчество, устное народное твор­ чество. 2. Достижение средневековой культуры - важное достояние человечества. Народное творче­ ство - источник, питающий деятельность современ­ ных писателей и поэтов, художников, композито­ ров. Знание культуры прошлого - необходимое ус­ ловие духовного развития общества и каждого от­ дельного человека. Бережное отношение к памят­ никам культуры - необходимая черта современно­ го образованного человека. Красота - важное сред­ ство нравственного совершенствования людей. Народное искусство формирует душу каждого че­ ловека. Памятники культуры - национальные свя­ тыни. Умышленное их разрушение - непроститель­ ное злодеяние. 3. Отечественная история. Рассказы «Камен­ ных дел мастера» [2, с. 126-131], «Троица» Андрея

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz