Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.

44 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Четвёртый блок - различные разноуровневые домашние задания, в том числе и практические, позволяющие осмыслить новый краеведческий материал и выработать некоторые практические умения и навыки самостоятельной работы с учеб­ ными пособиями и другими источниками. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Вводный урок. Кольская земля (1 час) История - наука, изучающая развитие чело­ веческого общества с древнейших времён по сегод­ няшний день. Исторические источники и материа­ лы. Краеведение - всестороннее познание родного края. Кольская земля - наша малая Родина. Памят­ ные места родного края. Родина, малая Родина, история, краеведение, исторические источники и материалы. Прошлое, настоящее, будущее. Год, век. Домашний (семей­ ный) архив. Родословная. Историческая память. 1. Родина, малая Родина - святыня для чело­ века. Любить Родину - это значит любить мать, отца, всех родственников, беречь природу, знать народное творчество, дорожить школой, школьной дружбой, заботливо относиться к пожилым людям и т. д. 2. Отечественная история: учебник для 5-го класса средней школы «Рассказы по родной исто­ рии». - Введение - «Удивительный мир истории» [2, с. 5-7], «С чего начинается Родина» [2, с. 8-11], «Страна, в которой мы живём» [2, с. 11-14], География Мурманской области: природно­ географические особенности нашего края. [3, с. 12; 27-28]. Литература: фольклор и художественная лите­ ратура- важные исторические источники [1, с. 12; 22-23; 56-64]. 4. Показать на карте границы СНГ, Россий­ ской Федерации и Мурманской области. Назвать и показать государства, с которыми граничит Мур­ манская область. Показать столицу Заполярья. На­ звать памятные места, музеи родного края. При помощи взрослых составить свою родо­ словную. Узнать происхождение рода, чем зани­ мались бабушка и дедушка. Расспросить родных о прадедушке и прабабушке. Объяснить происхождение своей фамилии. Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя малая родина» по плану: где родился, какова при­ рода данной местности, сколько лет твоему родно­ му городу, селу, посёлку, чем славятся твои родные места (традиции, обычаи, праздники, народные промыслы и т. д.). Написать сочинение-миниатюру на тему «Улица, на которой я живу». Подготовить рассказ «Моя любимая книга о Кольском крае». Прочитать поговорки и определить, что в них общего: «Дома и стены помогают», «Каждому свой край сладок», «Любовь к Родине сильнее смерти», «На родной стороне и камушек знаком», «Родная сторона - мать, чужая - мачеха». Тема I. Аревние жители края (1 час) Археология - наука, изучающая жизнь древ­ них людей по вещественным источникам. Перво­ бытные люди на Кольском полуострове. Археоло­ гические памятники древних людей нашего края: за­ хоронения, лабиринты (вавилоны), сейды. Н. Н. Ту­ рина - учёный-археолог, исследовавшая Кольскую землю, и её открытия. 1. Археология, первобытные люди, предки (пращуры), лабиринты, сейды, «открытый лист», петроглифы (рисунки на камне). 2. Бережное отношение к археологическим памятникам - обязанность каждого человека. 3. Отечественная история. Тема «Наши пред­ ки в далёком прошлом» [2, с. 17-20]. 4. Показать на карте «Мурманская область» Оленеостровский могильник, места расположения лабиринтов. Сходить на экскурсию в Мурманский краеведческий музей, познакомиться с экспозици­ ей «Древние жители края» и написать сочинение- миниатюру на тему «Один день из жизни оленеос- тровцев». Сделать макет лабиринта (материал: фанера, картон, клей, галька или мелкие камешки, краски). Т е м а II. Приход русских крестьян на Кольскую землю (2 часа) Мотивы движения русских на Крайний Север. Пути продвижения крестьян на Терскую землю. Начало освоения Севера новгородцами. Возникно­ вение на Терском берегу русских поселений Умба и Варзуга. Столкновение с «мурманами». Креще­ ние лопи. Значение принятия христианства лопа­ рями. 1. Русский город Новгород. Страна «Тре», отважные первопроходцы-ушкуйники, «северные люди» - «мурмане», саамские легенды о борьбе с иноземцами. Христианство, православие, креще­ ние, проповедники Феодорит и Трифон. 2. Познание окружающего мира - вечная по­ требность человека. Первопроходцы - мужествен­ ные люди, умеющие переносить трудности и не­ взгоды. Сотрудничество народов - великое благо для их экономического и культурного развития. Религия - сфера духовной жизни человека, форма нравственного воспитания людей, формирования общечеловеческих ценностей. Уважение религиоз­ ных чувств людей - черта культурного, воспитан­ ного человека. 3. Отечественная история. Рассказы «Госпо­ дин Великий Новгород» [2, с. 31-35], «Славянские

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz