Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.
44 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Четвёртый блок - различные разноуровневые домашние задания, в том числе и практические, позволяющие осмыслить новый краеведческий материал и выработать некоторые практические умения и навыки самостоятельной работы с учеб ными пособиями и другими источниками. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Вводный урок. Кольская земля (1 час) История - наука, изучающая развитие чело веческого общества с древнейших времён по сегод няшний день. Исторические источники и материа лы. Краеведение - всестороннее познание родного края. Кольская земля - наша малая Родина. Памят ные места родного края. Родина, малая Родина, история, краеведение, исторические источники и материалы. Прошлое, настоящее, будущее. Год, век. Домашний (семей ный) архив. Родословная. Историческая память. 1. Родина, малая Родина - святыня для чело века. Любить Родину - это значит любить мать, отца, всех родственников, беречь природу, знать народное творчество, дорожить школой, школьной дружбой, заботливо относиться к пожилым людям и т. д. 2. Отечественная история: учебник для 5-го класса средней школы «Рассказы по родной исто рии». - Введение - «Удивительный мир истории» [2, с. 5-7], «С чего начинается Родина» [2, с. 8-11], «Страна, в которой мы живём» [2, с. 11-14], География Мурманской области: природно географические особенности нашего края. [3, с. 12; 27-28]. Литература: фольклор и художественная лите ратура- важные исторические источники [1, с. 12; 22-23; 56-64]. 4. Показать на карте границы СНГ, Россий ской Федерации и Мурманской области. Назвать и показать государства, с которыми граничит Мур манская область. Показать столицу Заполярья. На звать памятные места, музеи родного края. При помощи взрослых составить свою родо словную. Узнать происхождение рода, чем зани мались бабушка и дедушка. Расспросить родных о прадедушке и прабабушке. Объяснить происхождение своей фамилии. Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя малая родина» по плану: где родился, какова при рода данной местности, сколько лет твоему родно му городу, селу, посёлку, чем славятся твои родные места (традиции, обычаи, праздники, народные промыслы и т. д.). Написать сочинение-миниатюру на тему «Улица, на которой я живу». Подготовить рассказ «Моя любимая книга о Кольском крае». Прочитать поговорки и определить, что в них общего: «Дома и стены помогают», «Каждому свой край сладок», «Любовь к Родине сильнее смерти», «На родной стороне и камушек знаком», «Родная сторона - мать, чужая - мачеха». Тема I. Аревние жители края (1 час) Археология - наука, изучающая жизнь древ них людей по вещественным источникам. Перво бытные люди на Кольском полуострове. Археоло гические памятники древних людей нашего края: за хоронения, лабиринты (вавилоны), сейды. Н. Н. Ту рина - учёный-археолог, исследовавшая Кольскую землю, и её открытия. 1. Археология, первобытные люди, предки (пращуры), лабиринты, сейды, «открытый лист», петроглифы (рисунки на камне). 2. Бережное отношение к археологическим памятникам - обязанность каждого человека. 3. Отечественная история. Тема «Наши пред ки в далёком прошлом» [2, с. 17-20]. 4. Показать на карте «Мурманская область» Оленеостровский могильник, места расположения лабиринтов. Сходить на экскурсию в Мурманский краеведческий музей, познакомиться с экспозици ей «Древние жители края» и написать сочинение- миниатюру на тему «Один день из жизни оленеос- тровцев». Сделать макет лабиринта (материал: фанера, картон, клей, галька или мелкие камешки, краски). Т е м а II. Приход русских крестьян на Кольскую землю (2 часа) Мотивы движения русских на Крайний Север. Пути продвижения крестьян на Терскую землю. Начало освоения Севера новгородцами. Возникно вение на Терском берегу русских поселений Умба и Варзуга. Столкновение с «мурманами». Креще ние лопи. Значение принятия христианства лопа рями. 1. Русский город Новгород. Страна «Тре», отважные первопроходцы-ушкуйники, «северные люди» - «мурмане», саамские легенды о борьбе с иноземцами. Христианство, православие, креще ние, проповедники Феодорит и Трифон. 2. Познание окружающего мира - вечная по требность человека. Первопроходцы - мужествен ные люди, умеющие переносить трудности и не взгоды. Сотрудничество народов - великое благо для их экономического и культурного развития. Религия - сфера духовной жизни человека, форма нравственного воспитания людей, формирования общечеловеческих ценностей. Уважение религиоз ных чувств людей - черта культурного, воспитан ного человека. 3. Отечественная история. Рассказы «Госпо дин Великий Новгород» [2, с. 31-35], «Славянские
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz