Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.
В. В. Дранишников. ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 43 школы, её местонахождения в том или ином районе Кольского края можно менять количество часов на отдельные темы. Учебное пособие «История родного края» предъявляет серьёзные нравственно-этические тре бования к личности учителя. Этот курс должны вести неравнодушные люди, имеющие ярко выра женный интерес к Кольскому краю, его истории, сегодняшним социально-экономическим и эколо гическим проблемам и главное - к его людям: ста рожилам, ветеранам войны и труда, к коренным жи телям края. Учителям в процессе преподавания необходи мо установить сотрудничество с государственны ми организациями и учреждениями, занимающи мися вопросами краеведения: музеями разного про филя, архивами, общественными и научными орга низациями с целью получения новой краеведчес кой информации и привлечения специалистов для эпизодического участия их в проведении отдель ных уроков и внеклассных мероприятий по пред мету. Задачи курса: вызвать у детей интерес к про шлому, настоящему Кольского края, его проблемам и перспективам развития, а также к Отечественной истории, её духовному наследию и на этой основе способствовать формированию гражданственнос ти; дать простейшие исторические понятия и эле ментарные представления об исторических источ никах и материалах, обучить умениям и навыкам работы с ними; способствовать развитию самостоятельности, творческих способностей; сформировать нравственно-этические, гума нистические, общечеловеческие ценности, показать их важность в жизни общества в целом и каждой отдельной личности. В процессе изучения краеведческого курса «История родного края» у учащихся необходимо формировать следующие умения: устанавливать последовательность историко краеведческих событий на основе знания их дат; правильно применять счёт лет в истории, со относить год с веком, век с тысячелетием; устанавливать длительность и синхронность событий; правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду; выделять главное в отрывке учебного истори ческого текста: основные факты и их оценки, инте ресы угнетателей и угнетённых (при крепостничес ком и капиталистическом строе); подтверждать вы воды примерами; сравнивать (по предложенному плану) отдельные события, положения угнетённых и угнетателей, способы борьбы против угнетения; элементарно анализировать исторические факты, распознавать интересы различных классов, сословий, отдельных исторических личностей; обобщать отдельные факты и формулировать несложные выводы; ориентироваться в тексте пособия, используя его оглавление, составлять простой план истори ческого рассказа, пересказывать содержание посо бия, опираясь на текст, документ и иллюстрации; описывать факты (орудия труда, условия жизни людей и др.); правильно употреблять и объяснять исторические термины пособия; давать устный отзыв на ответы учащихся, со ставлять (по трафарету) устные и письменные ре цензии на ответы; уметь приводить в качестве доказательств сво их суждений сведения из периодической печати, телевидения, радио; уметь использовать на уроке сведения, полученные из бесед со взрослыми; уметь объяснить значение наиболее важных этических понятий (милосердие, сострадание, бла готворительность); соотносить события, процессы, изучаемые в курсе «Отечественная история» с краеведческими событиями; уметь общаться со взрослыми (родителями, старожилами края, ветеранами войны и труда) при выполнении поисковых заданий, составлении ро дословной, записи воспоминаний. Планирование каждого регионального урока включает 3-4 основных блока. Первый блок - пер воначальные исторические понятия и представле ния. Это популярное изложение основных краевед ческих событий, фактов, исторических понятий и представлений, дающих целостную картину рас сматриваемой темы. Второй блок - первоначальные нравственные представления. Это попытка сформировать у пяти классников иерархию нравственно-этических цен ностей, в основе которой лежат общечеловеческие ценности: высшая ценность-человеческая жизнь; боготворение матери; родная земля, дом, семья - те ценности, из которых вырастет достоинство че ловека, стремление к свободе, патриотизм и граж данственность; культурное наследие различных народов и наций и т. д. Особое место в нравственном развитии детей играют национальные, народные, религиозные тра диции и праздники, в процессе познания которых происходит духовное развитие школьников, выра батывается толерантность в отношении людей дру гих национальностей, культур, религий, традиций. Третий блок - межпредметные связи. Они по могают полнее, глубже и многосторонней осмыс лить краеведческий материал с позиций других предметов: отечественной истории, литературы, географии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz