Дранишников, В. В. Программа регионального курса "История родного края" : (для учащихся 5-х классов школ Мурманской области) // Наука и образование. – 2003. – № 4. – С. 42-50.

В. В. Дранишников. ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 43 школы, её местонахождения в том или ином районе Кольского края можно менять количество часов на отдельные темы. Учебное пособие «История родного края» предъявляет серьёзные нравственно-этические тре­ бования к личности учителя. Этот курс должны вести неравнодушные люди, имеющие ярко выра­ женный интерес к Кольскому краю, его истории, сегодняшним социально-экономическим и эколо­ гическим проблемам и главное - к его людям: ста­ рожилам, ветеранам войны и труда, к коренным жи­ телям края. Учителям в процессе преподавания необходи­ мо установить сотрудничество с государственны­ ми организациями и учреждениями, занимающи­ мися вопросами краеведения: музеями разного про­ филя, архивами, общественными и научными орга­ низациями с целью получения новой краеведчес­ кой информации и привлечения специалистов для эпизодического участия их в проведении отдель­ ных уроков и внеклассных мероприятий по пред­ мету. Задачи курса: вызвать у детей интерес к про­ шлому, настоящему Кольского края, его проблемам и перспективам развития, а также к Отечественной истории, её духовному наследию и на этой основе способствовать формированию гражданственнос­ ти; дать простейшие исторические понятия и эле­ ментарные представления об исторических источ­ никах и материалах, обучить умениям и навыкам работы с ними; способствовать развитию самостоятельности, творческих способностей; сформировать нравственно-этические, гума­ нистические, общечеловеческие ценности, показать их важность в жизни общества в целом и каждой отдельной личности. В процессе изучения краеведческого курса «История родного края» у учащихся необходимо формировать следующие умения: устанавливать последовательность историко­ краеведческих событий на основе знания их дат; правильно применять счёт лет в истории, со­ относить год с веком, век с тысячелетием; устанавливать длительность и синхронность событий; правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду; выделять главное в отрывке учебного истори­ ческого текста: основные факты и их оценки, инте­ ресы угнетателей и угнетённых (при крепостничес­ ком и капиталистическом строе); подтверждать вы­ воды примерами; сравнивать (по предложенному плану) отдельные события, положения угнетённых и угнетателей, способы борьбы против угнетения; элементарно анализировать исторические факты, распознавать интересы различных классов, сословий, отдельных исторических личностей; обобщать отдельные факты и формулировать несложные выводы; ориентироваться в тексте пособия, используя его оглавление, составлять простой план истори­ ческого рассказа, пересказывать содержание посо­ бия, опираясь на текст, документ и иллюстрации; описывать факты (орудия труда, условия жизни людей и др.); правильно употреблять и объяснять исторические термины пособия; давать устный отзыв на ответы учащихся, со­ ставлять (по трафарету) устные и письменные ре­ цензии на ответы; уметь приводить в качестве доказательств сво­ их суждений сведения из периодической печати, телевидения, радио; уметь использовать на уроке сведения, полученные из бесед со взрослыми; уметь объяснить значение наиболее важных этических понятий (милосердие, сострадание, бла­ готворительность); соотносить события, процессы, изучаемые в курсе «Отечественная история» с краеведческими событиями; уметь общаться со взрослыми (родителями, старожилами края, ветеранами войны и труда) при выполнении поисковых заданий, составлении ро­ дословной, записи воспоминаний. Планирование каждого регионального урока включает 3-4 основных блока. Первый блок - пер­ воначальные исторические понятия и представле­ ния. Это популярное изложение основных краевед­ ческих событий, фактов, исторических понятий и представлений, дающих целостную картину рас­ сматриваемой темы. Второй блок - первоначальные нравственные представления. Это попытка сформировать у пяти­ классников иерархию нравственно-этических цен­ ностей, в основе которой лежат общечеловеческие ценности: высшая ценность-человеческая жизнь; боготворение матери; родная земля, дом, семья - те ценности, из которых вырастет достоинство че­ ловека, стремление к свободе, патриотизм и граж­ данственность; культурное наследие различных народов и наций и т. д. Особое место в нравственном развитии детей играют национальные, народные, религиозные тра­ диции и праздники, в процессе познания которых происходит духовное развитие школьников, выра­ батывается толерантность в отношении людей дру­ гих национальностей, культур, религий, традиций. Третий блок - межпредметные связи. Они по­ могают полнее, глубже и многосторонней осмыс­ лить краеведческий материал с позиций других предметов: отечественной истории, литературы, географии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz