Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.

20 7. Привлечение к работе по созданию музея методических объединений, классных руководителей, учителей-предметников. Второй путь - это путь, когда учитель- энтузиаст по своему желанию начинает соби­ рать материал для школьного музея, опираясь прежде всего на своих помощников-учеников. Обычно открытие музея не откладывается на то время, когда будет собран материал по всем разделам, не приурочивается к какой-то дате, так как уйдет много времени, и некоторые ребята, не видя результатов своего труда, могут потерять к нему интерес. Поэтому краеведы готовят выставки сразу после экс­ курсий и походов, открывают краеведческий уголок (если кет специального помещения - прямо в школьном кабинете, в коридоре, вестибюле школы), используя этот материал на уроках, занятиях кружка или факультатива. Таким путем создавался комплексный крае­ ведческий музей в 10-й школе г. Мурманска. Педагогический коллектив, комсомольская и пионерская организации подключались к краеведческой работе постепенно, на принци­ пах добровольности, осознанном интересе, убедительном примере необходимости, важно­ сти и результативности проводимой работы. Безусловно, первый путь создания имеет неоспоримое преимущество в плане перспек­ тивного развития музея, так как его работа и сохранность основного фонда сразу контроли­ руется всем педагогическим коллективом, поэтому легче своевременно найти замену выбывшему руководителю музея. Мы проанализировали особенности де­ сятилетнего опыта работы школьного краевед­ ческого музея школы №10 г. Мурманска по гражданскому воспитанию школьников. Большинство экспонатов школьного му­ зея - различные подлинные источники, соб­ ранные ребятами во время многодневных походов-экспедиций по родному краю. Музей - это творчество самих ребят. Об­ работка материалов, собранных в походах- экпедициях (составление летописи, оформле­ ние актов приема, картотеки, разработка экспозиций и их изготовление), делалась юными краеведами. Возглавляет музей коллективный орган в лице Совета краеведческого факультатива. Директор музея выбирался тайным голосова­ нием. Поисковая работа музея позволила соз­ дать ряд интересных школьных традиций: шефство над воинским захоронением 10-й гвардейской дивизии в районе сопок «Боб» и «Пила»; организация слетов ветеранов 10-й гвардейской дивизии, проживающих в различ­ ных городах страны; проведение «Дня посвя­ щения в краеведы» и т.д. Музей сотрудничает со многими госу­ дарственными и общественными организа­ циями г. Мурманска: областным краеведче­ ским музеем, Советом ветеранов войны, Обществом охраны памятников истории и культуры, Областной станцией туристов, а позднее - с областным Центром детского и юношеского туризма и экскурсий (ОЦДЮТиЭ). Возникновение школьных музеев разно­ го профиля в разных регионах страны, прове­ дение областных и республиканских смотров школьных музеев сделали актуальной пробле­ му объективного оценивания их деятельности. Автор статьи выступил с инициативой разработать критерии и показатели, с помо­ щью которых можно было бы с большей степенью объективности оценивать результа­ тивность деятельности школьных музеев, что было сделано творческим коллективом в составе: С.П. Мартюшова, С.К. Анучина, В.П. Манухин, В.В. Дранишников. Использо­ вался метод экспертных оценок. Критерий №1 - наличие подлинных ис­ торических источников (+50; -50). Показатели критерия: достоверность ис­ точников (+15); количество, разнообразие (+15); типичность для местного края (+10); частота сменяемости (раз в год) (+5); количе­ ство экспонатов, переданных в фонды госу­ дарственных музеев (+5). Критерий №2 - учет и хранение основ­ ного фонда, работа с ним (+50; -50). Показате­ ли: наличие актов сдачи-приема (+10); наличие книги поступлений (+5); наличие инвентарной книги (+5); систематизация источников и вспомогательных материалов, наличие карто­ чек (+10); написание «легенд» (паспортов) о наиболее интересных экспонатах (+5); наличие охранных обязательств на наиболее ценные экспонаты (+5); наличие специальной мебели (+5); оборудование помещения музея звуковой сигнализацией (+5). Критерий №3 - формы сбора историче­ ских источников и материалов (+50; -50). Показатели: планомерный систематический сбор документов и памятников (+15); экспеди­ ционный сбор (+15); прием даров и случайных поступлений (+5); обмен дубликатами с дру­ гими школьными музеями (+5); новые формы поисковой работы, возникшие в шкоде на базе музея (+10). Критерий №4 - роль и место музея в учебно-воспитательной работе школы, в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz