Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 19 имеет познавательное и воспитательное значе ние и может быть использован в учебно- воспитательном процессе. Поисковая работа юных краеведов при вела к массовому движению за создание музеев. В 1973 году красные следопыты, участ ники Всесоюзного похода по местам револю ционной, боевой и трудовой славы, создали около 63 тысяч музеев, комнат, залов и угол ков славы. С помощью юных краеведов было установлено 17 тысяч памятников, обелисков, мемориальных досок; благодаря их настойчи вым поискам родные, земляки, однополчане узнали о подвигах и судьбе 45 тысяч павших в боях за Родину советских воинов. Только в Ленинграде в 1976 году работал 101 школьный музей, имеющий паспорт. Знакомство с работой школьных музеев показало, что паспортизация многих из них, которую проводили государственные музеи и отделы народного образования, прошла фор мально. Не случайно в ряде школьных музеев страны безвозвратно пропали или пришли в полную негодность по причине неумелого хранения ряд ценных исторических реликвий. Так, в краеведческом музее школы-интерната №1 поселка Зеленоборский Мурманской области исчезла рукописная книга XVII века, в музее боевой славы школы №12 г. Северомор ска пропали боевые награды ветерана войны, которые школьный музей вообще не имел права хранить. И этот список потерь можно продолжить. Руководители школьных музеев Мур манской области совместно с юными краеве дами при поддержке администрации школ, областного государственного краеведческого музея сумели в короткие сроки перестроить работу музеев в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В государственном крае ведческом музее были выделены специальные работники (методисты), в обязанность которых входит помощь, контроль, обобщение положи тельного опыта работы школьных музеев. И результаты этой работы не замедлили сказать ся. Уже в 1985 году в Мурманской области было 49 паспортизированных школьных музеев. Еще в одиннадцати школах ведется работа по подготовке паспортизации музеев. Анализируя опыт лучших школ страны, мы видим два противоположных подхода в работе по созданию школьных музеев. Первый, наиболее распространенный и мето дически более целесообразный, связан с хорошо продуманным перспективным плани рованием мероприятий по созданию музея, с привлечением к этой работе педагогического и ученического коллектива, с широким привле чением шефов и государственных учреждений. Можно выделить следующие этапы этой работы: 1. Создание инициативной группы учи- телей-энтузиастов. В нее входят учителя гуманитарного цикла (в первую очередь, истории и географии), представитель админи страции. Группа готовит конкретные предло жения по созданию музея: разрабатывает формы и методы работы, пути сбора материа лов, привлечения к работе всех учителей и учащихся, а также шефов, общественные и государственные организации; решает вопрос о помещении, вопросы материального обеспечения работы. 2. Проведение совета школы, на котором обобщается положительный опыт поисково краеведческой работы. На совет приглашаются специалисты по вопросам музееведения их Государственного музея, ИУУ, областной станции туристов, лучшие краеведы города. Гости знакомят коллектив школы с основными вопросами школьного музееведения, передают свой практический опыт в организации этой работы. На совете школы ставится задача созда ния школьного музея, создается совет музея - его руководящий орган. 3. Доведение принятого на совете школы решения о создании музея до каждого ученика через школьные организации, рассмотрение этого вопроса на классных собраниях. 4. Знакомство с решением совета школы родителей через общешкольные и классные собрания с конкретными предложениями принять участие в этой важной работе. 5. Организация активной работы штаба. Членами штаба могут являться учителя раз личных предметов с творческими и организа торскими способностями, представители общественных организаций школы, района, города, родители. Штаб планирует, организует и контролирует работу, подводит итоги, поощряет отличившихся учителей и учеников, своевременно оказывает помощь, поддержива ет инициативу энтузиастов. 6. Четкое планирование работы по соз данию музея в системе всей учебно- воспитательной работы школы. В общешколь ном плане необходимо выделить раздел «Ра бота по созданию музея», где перечисляются основные мероприятия, сроки, ответственные, время подведения итогов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz