Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 19 имеет познавательное и воспитательное значе­ ние и может быть использован в учебно- воспитательном процессе. Поисковая работа юных краеведов при­ вела к массовому движению за создание музеев. В 1973 году красные следопыты, участ­ ники Всесоюзного похода по местам револю­ ционной, боевой и трудовой славы, создали около 63 тысяч музеев, комнат, залов и угол­ ков славы. С помощью юных краеведов было установлено 17 тысяч памятников, обелисков, мемориальных досок; благодаря их настойчи­ вым поискам родные, земляки, однополчане узнали о подвигах и судьбе 45 тысяч павших в боях за Родину советских воинов. Только в Ленинграде в 1976 году работал 101 школьный музей, имеющий паспорт. Знакомство с работой школьных музеев показало, что паспортизация многих из них, которую проводили государственные музеи и отделы народного образования, прошла фор­ мально. Не случайно в ряде школьных музеев страны безвозвратно пропали или пришли в полную негодность по причине неумелого хранения ряд ценных исторических реликвий. Так, в краеведческом музее школы-интерната №1 поселка Зеленоборский Мурманской области исчезла рукописная книга XVII века, в музее боевой славы школы №12 г. Северомор­ ска пропали боевые награды ветерана войны, которые школьный музей вообще не имел права хранить. И этот список потерь можно продолжить. Руководители школьных музеев Мур­ манской области совместно с юными краеве­ дами при поддержке администрации школ, областного государственного краеведческого музея сумели в короткие сроки перестроить работу музеев в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В государственном крае­ ведческом музее были выделены специальные работники (методисты), в обязанность которых входит помощь, контроль, обобщение положи­ тельного опыта работы школьных музеев. И результаты этой работы не замедлили сказать­ ся. Уже в 1985 году в Мурманской области было 49 паспортизированных школьных музеев. Еще в одиннадцати школах ведется работа по подготовке паспортизации музеев. Анализируя опыт лучших школ страны, мы видим два противоположных подхода в работе по созданию школьных музеев. Первый, наиболее распространенный и мето­ дически более целесообразный, связан с хорошо продуманным перспективным плани­ рованием мероприятий по созданию музея, с привлечением к этой работе педагогического и ученического коллектива, с широким привле­ чением шефов и государственных учреждений. Можно выделить следующие этапы этой работы: 1. Создание инициативной группы учи- телей-энтузиастов. В нее входят учителя гуманитарного цикла (в первую очередь, истории и географии), представитель админи­ страции. Группа готовит конкретные предло­ жения по созданию музея: разрабатывает формы и методы работы, пути сбора материа­ лов, привлечения к работе всех учителей и учащихся, а также шефов, общественные и государственные организации; решает вопрос о помещении, вопросы материального обеспечения работы. 2. Проведение совета школы, на котором обобщается положительный опыт поисково­ краеведческой работы. На совет приглашаются специалисты по вопросам музееведения их Государственного музея, ИУУ, областной станции туристов, лучшие краеведы города. Гости знакомят коллектив школы с основными вопросами школьного музееведения, передают свой практический опыт в организации этой работы. На совете школы ставится задача созда­ ния школьного музея, создается совет музея - его руководящий орган. 3. Доведение принятого на совете школы решения о создании музея до каждого ученика через школьные организации, рассмотрение этого вопроса на классных собраниях. 4. Знакомство с решением совета школы родителей через общешкольные и классные собрания с конкретными предложениями принять участие в этой важной работе. 5. Организация активной работы штаба. Членами штаба могут являться учителя раз­ личных предметов с творческими и организа­ торскими способностями, представители общественных организаций школы, района, города, родители. Штаб планирует, организует и контролирует работу, подводит итоги, поощряет отличившихся учителей и учеников, своевременно оказывает помощь, поддержива ет инициативу энтузиастов. 6. Четкое планирование работы по соз­ данию музея в системе всей учебно- воспитательной работы школы. В общешколь­ ном плане необходимо выделить раздел «Ра­ бота по созданию музея», где перечисляются основные мероприятия, сроки, ответственные, время подведения итогов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz