Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.
18 Ю.К. Бабанского дает такое определение: «К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игро вая, учебная, трудовая и т.д.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привле каемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного искусства, средства массо вой информации и т.д.)» [4, с. 322]. Исходя из такого определения, становит ся ясно, что школьный музей является средст вом воспитания, т.к. он, во-первых, может организовать самую различную деятельность (познавательную, общественную, ценностно ориентационную, коммуникативную (обще ние), трудовую, художественную); во-вторых, музейные коллекции подлинных исторических источников - это и есть «совокупность произ ведений материальной и духовной культуры», которую мы используем с целью гражданского воспитания учащихся. На наш взгляд, школьный музей - это специфическое звено учебно-воспитательного процесса школы, находящееся под контролем Государственного музея, являющееся своеоб разной формой учебно-воспитательной работы и одновременно сложным комплексом средств воспитания, включающим в себя тематические коллекции подлинных исторических источни ков и вспомогательных материалов, помогаю щих решать задачи образования, базовой культуры и гражданского воспитания школь ников. До сих пор не разработаны четкие, об щепринятые критерии деятельности школьных музеев. При выборе критериев оценки деятель ности школьных музеев обычно сталкиваются два противоположных подхода. Одни считают, что главные критерии - педагогические (вос питательные), другие - музееведческие. Думается, что музееведение и педагоги ческие критерии надо рассматривать в единст ве, но основополагающими являются музее ведческие критерии, так как именно они определяют сущность самого понятия «му зей». Мы сделали попытку разработать крите рии деятельности школьных музеев. Первый критерий - наличие подлинных исторических источников. Показатели: достоверность источ ников, типичность для местного края, количе ство, разнообразие, частота сменяемости экспозиций, количество экспонатов, передан ных в фонды Государственных музеев. Второй критерий - учет и хранение ос новного фонда и работа с ним. Показатели: наличие актов сдачи-приема, книги поступле ний, инвентарной книги, систематизации источников и вспомогательных материалов, карточек, написание «легенд» (паспортов) о наиболее интересных экспонатах, наличие охранных обязательств на наиболее ценные экспонаты,специальной мебели, оборудования помещения музея звуковой сигнализацией. Третий критерий - форма сбора истори ческих источников и материалов. Показатели: планомерный систематический сбор докумен тов и памятников; экспедиционный сбор; прием даров и случайных поступлений; обмен дубликатами с другими школьными музеями; интересные формы поисковой работы, воз никшие в школе на базе музея. Четвертый критерий - роль и место му зея в учебно-воспитательной работе школы, в формировании познавательной и обществен ной активности учащихся. Показатели: прове дение экскурсий (количество в течение года), разнообразие тематики, количество и состав экскурсоводов, особенности их подготовки, состав экскурсантов (учащиеся своей школы, других школ, родители, шефы и т.д.), наличие книги учета экскурсий и книги отзывов; ис пользование материалов музея на уроках; проведение уроков в школьном музее; связь музея с педагогическим коллективом, пионер ской и комсомольской организациями; участие школьного музея в городских и областных туристско-краеведческих мероприятиях (кон ференции, слеты, «Хибиниады» и т.д.); завое вание призовых мест на городских, областных и республиканских туристско-краеведческих мероприятиях. Пятый критерий - осуществление руко водства музеем. Показатели: деятельность совета музея как органа ученического само управления (особенности выборов, права, обязанности членов совета, особенности в работе); наличие в составе совета ветеранов войны и труда, родителей, шефов, представи телей общественных и государственных организаций. Учитывая, что в научно-методической литературе существует разночтение и в опре делении понятия «экспонат школьного музея», мы предлагаем свое определение. Музейный экспонат школьного музея - это подлинный исторический источник или вспомогательный материал (копии, макеты, результаты художественного творчества детей и т.д.), который представлен в экспозиции школьного музея, соответствует его профилю,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz