Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.

18 Ю.К. Бабанского дает такое определение: «К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игро­ вая, учебная, трудовая и т.д.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привле­ каемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного искусства, средства массо­ вой информации и т.д.)» [4, с. 322]. Исходя из такого определения, становит­ ся ясно, что школьный музей является средст­ вом воспитания, т.к. он, во-первых, может организовать самую различную деятельность (познавательную, общественную, ценностно­ ориентационную, коммуникативную (обще­ ние), трудовую, художественную); во-вторых, музейные коллекции подлинных исторических источников - это и есть «совокупность произ­ ведений материальной и духовной культуры», которую мы используем с целью гражданского воспитания учащихся. На наш взгляд, школьный музей - это специфическое звено учебно-воспитательного процесса школы, находящееся под контролем Государственного музея, являющееся своеоб­ разной формой учебно-воспитательной работы и одновременно сложным комплексом средств воспитания, включающим в себя тематические коллекции подлинных исторических источни­ ков и вспомогательных материалов, помогаю­ щих решать задачи образования, базовой культуры и гражданского воспитания школь­ ников. До сих пор не разработаны четкие, об­ щепринятые критерии деятельности школьных музеев. При выборе критериев оценки деятель­ ности школьных музеев обычно сталкиваются два противоположных подхода. Одни считают, что главные критерии - педагогические (вос­ питательные), другие - музееведческие. Думается, что музееведение и педагоги­ ческие критерии надо рассматривать в единст­ ве, но основополагающими являются музее­ ведческие критерии, так как именно они определяют сущность самого понятия «му­ зей». Мы сделали попытку разработать крите­ рии деятельности школьных музеев. Первый критерий - наличие подлинных исторических источников. Показатели: достоверность источ­ ников, типичность для местного края, количе­ ство, разнообразие, частота сменяемости экспозиций, количество экспонатов, передан­ ных в фонды Государственных музеев. Второй критерий - учет и хранение ос­ новного фонда и работа с ним. Показатели: наличие актов сдачи-приема, книги поступле­ ний, инвентарной книги, систематизации источников и вспомогательных материалов, карточек, написание «легенд» (паспортов) о наиболее интересных экспонатах, наличие охранных обязательств на наиболее ценные экспонаты,специальной мебели, оборудования помещения музея звуковой сигнализацией. Третий критерий - форма сбора истори­ ческих источников и материалов. Показатели: планомерный систематический сбор докумен­ тов и памятников; экспедиционный сбор; прием даров и случайных поступлений; обмен дубликатами с другими школьными музеями; интересные формы поисковой работы, воз­ никшие в школе на базе музея. Четвертый критерий - роль и место му­ зея в учебно-воспитательной работе школы, в формировании познавательной и обществен­ ной активности учащихся. Показатели: прове­ дение экскурсий (количество в течение года), разнообразие тематики, количество и состав экскурсоводов, особенности их подготовки, состав экскурсантов (учащиеся своей школы, других школ, родители, шефы и т.д.), наличие книги учета экскурсий и книги отзывов; ис­ пользование материалов музея на уроках; проведение уроков в школьном музее; связь музея с педагогическим коллективом, пионер­ ской и комсомольской организациями; участие школьного музея в городских и областных туристско-краеведческих мероприятиях (кон­ ференции, слеты, «Хибиниады» и т.д.); завое­ вание призовых мест на городских, областных и республиканских туристско-краеведческих мероприятиях. Пятый критерий - осуществление руко­ водства музеем. Показатели: деятельность совета музея как органа ученического само­ управления (особенности выборов, права, обязанности членов совета, особенности в работе); наличие в составе совета ветеранов войны и труда, родителей, шефов, представи­ телей общественных и государственных организаций. Учитывая, что в научно-методической литературе существует разночтение и в опре­ делении понятия «экспонат школьного музея», мы предлагаем свое определение. Музейный экспонат школьного музея - это подлинный исторический источник или вспомогательный материал (копии, макеты, результаты художественного творчества детей и т.д.), который представлен в экспозиции школьного музея, соответствует его профилю,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz