Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 17 ценность, но не представляют собой школьные музеи в настоящем его виде и значении». Авторы книги «Историческое краеведе­ ние» (пособие для студентов педвузов под редакцией профессора Н.П. Милонова) спра­ в е д л и в о пишут: «В практике школьной жизни не следует подменять понятием “музей” какие- либо другие формы, связанные с собранием и экспонированием разнообразных материалов, созданием уголков революционных традиций, ленинских комнат и т.д. Имея огромное воспитание и образова­ тельное значение, все эти формы не уклады­ ваются в понятие “музей”, если в их основе не лежит сбор подлинников, там нет музея». Авторы книги «Школьный музей» Г.Ю. Элькин и З.А. Огризко в предисловии, с нашей точки зрения, дают правильное опреде­ ление школьного музея, выделяя его главную особенность: «Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, органи­ зуемых в школе, наличием подлинных памят­ ников природы и общества». Но, рассматривая деятельность мемори­ альных музеев, авторы, на наш взгляд, проти­ воречат определению школьного музея. Они пишут: «В условиях школы трудно создать мемориальный музей в подлинном смысле этого слова... Но школьники могут собрать копии документов, фотографий, первые изда­ ния трэдов К. Маркса и Ф. Энгельса, сделать макеты. В школьной практике за такими выставками материалов закрепилось название “мемориальный музей”, хотя термин этот условный». Возникает вопрос: нужен ли этот услов­ ный термин? Нам думается, что правильнее называть такие «музеи» выставками, ибо исторических источников там нет. Тогда бы не было путаницы с теми школьными музеями, фонды которых состоят из подлинных истори­ ческих источников. Это способствовало бы воспитанию у ребят уважения к подлинным историческим источникам, к настоящим школьным музеям. М.Г. Затрова в диссертации «Школьный музей как особая форма организации воспита­ тельной работы с учащимися» (Алма-Ата, 1977), раскрывая черты школьного музея, допускает, на наш взгляд, ошибочные сужде­ ния. Она пишет: «Сам термин “музей” как хранилище и сосредоточение определенных ценностей не имеет для школы самоподав- ляющего значения, такого, как, скажем, для государственного музея - учреждения, некото­ рые достояния которого часто не используют­ ся в экспозициях, а хранятся в запасниках, остаются доступными лишь для исследовате­ лей, служат преимущественно науке. Для школы ее музей - это база эффек­ тивной работы с учащимися. Из всех выше названных функций музея ведущими являются две: использование материалов в учебном процессе и в воспитательной работе с учащи­ мися. Без этих функций школьный музей утрачивает свое значение атрибута педагоги­ ческого процесса. Так что термин “музей” в отношении к музею школьному несет на себе оттенок условности». К сожалению, это довольно распростра­ ненное мнение педагогов-практиков. Суть этой ошибки заключается в том, что авторы забывают главное, основное, что делает любой музей (и государственный, и школьный) музеем: - наличие тех или иных подлинных исторических источников. А вот уже особенность школьных музеев, действи­ тельно, заключается в их широком педагогиче­ ски и методически обоснованном использова­ нии в учебно-воспитательном процессе школы. Непонимание сути школьного музея как собрания коллекций подлинных источников ведет к недооценке работы по их изучению, а главное, по обеспечению их сохранности, что приводит к негативным явлениям, о которых мы будем говорить ниже. Думается, и вопрос об определении по­ нятия “ленинский музей” требует теоретиче­ ской доработки. Тем более, что в «Положении о школьном музее» мы встречаем «новый», неопределенный термин - «ленинские комна­ ты-музеи», которые приравниваются к школь­ ным музеям с подлинными историческими источниками. Безусловно, школьный музей - это свое­ образная форма воспитательной работы, о чем справедливо говорится в «Положении о школьном музее». Только решает задачи он более широкие, чем об этом говорит «Положе­ ние». Школьный музей - это и средство воспи­ тательной работы. Мы полностью разделяем мнение А.И. Шкурко, который считает: «Школьный музей - одно из действенных средств расши­ рения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональ­ ных склонностей, навыков общественно­ полезной деятельности [3, с. 195]. В справедливости такого вывода можно убедиться, если мы проанализируем сущность понятия «средства воспитания». Учебное пособие «Педагогика» под, редакцией

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz