Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.

16 Однако в перечисленных диссертациях и научно-методических публикациях не нашли достаточно полного освещения ряд вопросов, которые требуют дальнейшего изучения: критерии оценки деятельности школьных музеев, роль музеев в установлении межпред­ метных связей, место и роль музеев в краевед­ ческом комплексе школы, пути совершенство­ вания взаимодеятельности школьных и государственных музеев и т.д. Основываясь на научно-методических публикациях и официальных документах, мы сделали попытку дать характеристику совре­ менному школьному музею. По своему профилю школьные музеи мо­ гут быть историческими, мемориальными, краеведческими, художественными, естест­ венно-историческими и техническими. В отдельных случаях музеи избирают более узкий профиль (например, археологический), а также могут быть комплексными, т.е. ведущи­ ми работу по разным направлениям. Широкое распространение в 60-70-х гг. получили в школах комнаты-музеи, музеи боевой и трудовой славы, истории комсомола, пионерской организации школ. Анализ «Положения о школьном музее» и научно-методических публикаций позволяет выделить основные признаки школьного музея: 1. Наличие фонда подлинных материа­ лов, представляющих собой первоисточники сведений о природе и истории общества. 2. Наличие постоянного актива учащих­ ся, способных вести под руководством педаго­ гов систематическую поисковую и исследова­ тельскую работу, участвовать в комплектовании учета и хранения фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. 3. Подчиненное положение школьного музея перед Государственным музеем (под­ линные памятники, находящиеся в ведении школьного музея, подлежат, на основании «Положения о музейном фонде СССР», прика­ за министра культуры СССР №271 от 16 июня 1965 г., включению в состав музейного фонда СССР и учитываются в инвентарной книге местного музея соответствующего профиля). Школьные музеи обязаны ежегодно извещать Госулярственный музей о всех поступивших подлинных памятниках. Опытный краевед К.Ф. Строев справед­ ливо выделяет черты, отличающие школьные музеи от Государственных краеведческих музеев: «Во-первых, по содержанию своих материалов, так как в школьный музей соби­ рают главным образом наиболее подробные сведения о ближайших окрестностях школы, поскольку главное в работе школьного музея - изучение прилегающей к школе местности. Во-вторых, экспонаты музея должны помогать учителю в проведении уроков. В нем сосредо­ точиваются материалы, подготовленные руками школьников и служащие наглядным пособием для уроков, строящихся на краевед­ ческой основе, поэтому экспозиция в школь­ ном краеведческом музее располагается так, чтобы можно было в нем проводить учебно­ урочную работу. В-третьих, в школьном краеведческом музее видны пути и методы, какими ведется краеведческая работа в школе. В нем сосредоточиваются всевозможные описания экспедиций, походов, экскурсий, встреч, вечеров, слетов краеведов, дневники походов, сведения по истории краеведения в школе, различные призы, награды, подарки, полученные юными краеведами школы» [6, с. 80]. Ученые, методисты, обобщая опыт пере­ довых учителей, выделили основные принци­ пы организации и работы школьных музеев: идейно-политическая направленность всей работы; связь с уроками, со всем учебно- воспитательным процессом школы; учебно­ исследовательский метод, поиск, включающий краеведение как основу развития и деятельно­ сти музея; опора на предметные кружки и факультативы; общественно-полезная направ­ ленность работы; опора на пионерско- комсомольский актив; связь с местной обще­ ственностью, с ветеранами революции и труда. Однако существует ряд вопросов в рабо­ те школьных музеев, которые требуют научно­ го осмысления и выработки подхода к их оценке. От этого во многом зависит эффектив­ ность работы школьных музеев, а значит, и решение задачи активизации познавательной деятельности учащихся. Во-первых, до сих пор имеет место в на­ учно-методической литературе разночтение в определении понятия «школьный музей». Мы сделали попытку в историческом аспекте проследить, как в последнее двадцатилетие трактовалось понятие «школьный музей». Педагогическая энциклопедия 1965 года издания подчеркивает: «Школьный музей - собрание подлинных памятников по истории природы и общества... Распространенные в школьной практике собрания фотокопий музейных экспонатов или репродукций картин на различные темы школьной программы, а также собрания наглядных пособий в учебных кабинетах, краеведческие уголки и школьные выставки имеют большую педагогическую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz