Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.
РРГИОНАЛЫЧЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 53 . Интересно, что первую попытку обо сновать и осуществить на Кольской земле некоторые элементы регионального содержа ния образования предпринял учитель- священник К.П. Щеколдин. Еще в 1887 г. он представил на утверждение Епархиального училища города Архангельска свой проект обучения грамоте саамов. В этом проекте учитель обращает внима ние на то, что саамы Пазрецкого прихода в течение года меняют четыре места: «С января по апрель они живут в зимнем Пазрецком погосте. С апреля до конца мая - на границе Норвегии в районе Борисо-Глебской церкви (здесь, на море, промышляют рыбу). С мая до 20 июня саамские женщины с детьми перебираются на берег Пазрецкого залива и ловят сайду и семгу, а мужчины, оставаясь у Борисо-Глебской церкви, продол жают промышлять в море. В начале августа саамы со своими семья ми выезжают на реку Паз и озера для промысла рыбы; здесь находятся до октября - ноября. В ноябре - декабре они кочуют со своими стада ми по ягельным местам и к январю вновь собираются в зимнем погосте» [1, с. 39]. Учитывая такой образ жизни Кольских саамов, К.П. Щеколдин решил, что школа в Пазреке должна быть, во-первых, передвижная, работающая в тех местах, где находится насе ление, во-вторых, она должна иметь иную, чем обычную структуру учебного года. Учебный год, по мысли священника, должен быть разбит на четыре периода: первый период, сентябрь-октябрь, когда школа должна находиться в сентябре - на озерах Вам и Пыр, в октябре - на озере Чалм. В этот период он считал целесообразнее всего обучать русской разговорной речи, вести устные занятия по священной истории и учить детей петь. С конца октября по январь, когда саамы кочуют в разных местах и наступает полярная ночь, лучше всего делать каникулы. Дети в это время могут кочевать со стадами оленей и обучать пастьбе их. С января до апреля школа открывается в погосте Пазрека. С апреля до конца мая - у Борисо- Глебской церкви. В мае - экзамены, а потом снова каникулы. Этот план, однако, не удалось реализо вать полностью: в местах рыбного лова, у озер, не оказалось такого помещения, где можно было бы проводить занятия. Поэтому К.П. Щеколдин обучал детей в двух местах: зимой - в погосте Пазрека и весной - у Борисо- Глебской церкви на границе с Норвегией. Проект К.П. Щеколдина исключительно интересен. Это была одна из первых удачных попыток приспособить обучение к хозяйствен ной деятельности и к образу жизни Кольских саамов. Важно, что даже «урезанный» проект позволил увеличить время обучения в школе с 2-3-х месяцев в году - до 8-ми. Это резко повысило качество знаний детей. Сегодня на национально-региональный компонент содержания образования учебный план отводит 30% часов в старшем звене, 10% часов в среднем звене и 2% в начальной школе. Стандартизация образования - общеми ровая тенденция. Например, Европейское сообщество, предпринимая шаги к сближению стандартов профессионального образования, приняло единые ступени квалификации. Их пять, и каждая ступень, определяемая соотно шением общеобразовательной и профессио нальной подготовки, является этапом в системе непрерывного профессионального образования. По инициативе Международной организации стандартов принят единый перечень профес сий, начата работа по разработке (по ряду профессий) единых квалификационных харак теристик. Разработка образовательных стандартов позволит обеспечить эквивалентность образо вания в России, СНГ, а со временем во всем мире, что, в свою очередь, даст возможность беспрепятственно участвовать нашим гражда нам в международном рынке труда. Специфика Мурманской области, которая находится на Крайнем Севере, за Полярным кругом, ее территориально-географические, природно-климатические, национальные, исто рические, социально-экономические, демогра фические особенности, тесные связи со скан динавскими странами, с которыми она грани чит, диктуют необходимость овладения каждой личностью такой суммой знаний, способами и системой ценностей, которые позволили бы приспособиться к местным природным и экономическим условиям и возможному (что уже в определенной мере происходит) сотруд ничеству с Норвегией, Финляндией, Швецией. Необходимость совместного изучения опыта обучения и воспитания, накопленного народами разных стран, в настоящее время широко признана учеными всего мира. Эта тенденция определяется рядом принципиально новых факторов, получивших особенно значи тельное развитие в последние десятилетия:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz