Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

РРГИОНАЛЫЧЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 53 . Интересно, что первую попытку обо­ сновать и осуществить на Кольской земле некоторые элементы регионального содержа­ ния образования предпринял учитель- священник К.П. Щеколдин. Еще в 1887 г. он представил на утверждение Епархиального училища города Архангельска свой проект обучения грамоте саамов. В этом проекте учитель обращает внима­ ние на то, что саамы Пазрецкого прихода в течение года меняют четыре места: «С января по апрель они живут в зимнем Пазрецком погосте. С апреля до конца мая - на границе Норвегии в районе Борисо-Глебской церкви (здесь, на море, промышляют рыбу). С мая до 20 июня саамские женщины с детьми перебираются на берег Пазрецкого залива и ловят сайду и семгу, а мужчины, оставаясь у Борисо-Глебской церкви, продол­ жают промышлять в море. В начале августа саамы со своими семья­ ми выезжают на реку Паз и озера для промысла рыбы; здесь находятся до октября - ноября. В ноябре - декабре они кочуют со своими стада­ ми по ягельным местам и к январю вновь собираются в зимнем погосте» [1, с. 39]. Учитывая такой образ жизни Кольских саамов, К.П. Щеколдин решил, что школа в Пазреке должна быть, во-первых, передвижная, работающая в тех местах, где находится насе­ ление, во-вторых, она должна иметь иную, чем обычную структуру учебного года. Учебный год, по мысли священника, должен быть разбит на четыре периода: первый период, сентябрь-октябрь, когда школа должна находиться в сентябре - на озерах Вам и Пыр, в октябре - на озере Чалм. В этот период он считал целесообразнее всего обучать русской разговорной речи, вести устные занятия по священной истории и учить детей петь. С конца октября по январь, когда саамы кочуют в разных местах и наступает полярная ночь, лучше всего делать каникулы. Дети в это время могут кочевать со стадами оленей и обучать пастьбе их. С января до апреля школа открывается в погосте Пазрека. С апреля до конца мая - у Борисо- Глебской церкви. В мае - экзамены, а потом снова каникулы. Этот план, однако, не удалось реализо­ вать полностью: в местах рыбного лова, у озер, не оказалось такого помещения, где можно было бы проводить занятия. Поэтому К.П. Щеколдин обучал детей в двух местах: зимой - в погосте Пазрека и весной - у Борисо- Глебской церкви на границе с Норвегией. Проект К.П. Щеколдина исключительно интересен. Это была одна из первых удачных попыток приспособить обучение к хозяйствен­ ной деятельности и к образу жизни Кольских саамов. Важно, что даже «урезанный» проект позволил увеличить время обучения в школе с 2-3-х месяцев в году - до 8-ми. Это резко повысило качество знаний детей. Сегодня на национально-региональный компонент содержания образования учебный план отводит 30% часов в старшем звене, 10% часов в среднем звене и 2% в начальной школе. Стандартизация образования - общеми­ ровая тенденция. Например, Европейское сообщество, предпринимая шаги к сближению стандартов профессионального образования, приняло единые ступени квалификации. Их пять, и каждая ступень, определяемая соотно­ шением общеобразовательной и профессио­ нальной подготовки, является этапом в системе непрерывного профессионального образования. По инициативе Международной организации стандартов принят единый перечень профес­ сий, начата работа по разработке (по ряду профессий) единых квалификационных харак­ теристик. Разработка образовательных стандартов позволит обеспечить эквивалентность образо­ вания в России, СНГ, а со временем во всем мире, что, в свою очередь, даст возможность беспрепятственно участвовать нашим гражда­ нам в международном рынке труда. Специфика Мурманской области, которая находится на Крайнем Севере, за Полярным кругом, ее территориально-географические, природно-климатические, национальные, исто­ рические, социально-экономические, демогра­ фические особенности, тесные связи со скан­ динавскими странами, с которыми она грани­ чит, диктуют необходимость овладения каждой личностью такой суммой знаний, способами и системой ценностей, которые позволили бы приспособиться к местным природным и экономическим условиям и возможному (что уже в определенной мере происходит) сотруд­ ничеству с Норвегией, Финляндией, Швецией. Необходимость совместного изучения опыта обучения и воспитания, накопленного народами разных стран, в настоящее время широко признана учеными всего мира. Эта тенденция определяется рядом принципиально новых факторов, получивших особенно значи­ тельное развитие в последние десятилетия:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz