Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.
58 - недостаточная подготовка учителей к практической краеведческой работе, особенно к внеклассной и внешкольной в педагогических вузах; - неразработанность критериев и показате лей оценки краеведческой работы в школе, работы школьных краеведческих музеев и т.д.; - в массовой практике организация позна вательной краеведческой деятельности школь ников осуществляется без должного учета возрастных, психологических, познавательных возможностей детей, что отрицательно сказы вается на познавательной активности учеников; - низкий уровень проведения краеведче ских уроков; - слабая научно-практическая подготовка юных краеведов к работе в поисковых экспеди циях, в школьных музеях с историческими источниками и материалами; - отсутствие специальной научно- популярной литературы для школьников по вопросам школьного краеведения (об истории возникновения краеведческих музеев в их регионе, о методике сбора, изучения, хранения исторических материалов, об известных уче- ных-краеведах, о краеведческих экспедициях и их результатах и т.д.). Представляется принципиально важной проблема разработки принципов школьного краеведения. На наш взгляд, ими являются: 1. Принцип научности должен быть первым в классификации рассматриваемых принципов школьного краеведения, т.к. по образному выражению академика Д.С. Лиха чева, краеведение - «самый массовый вид науки». Поисковой работой часто занимаются люди, не имеющие достаточной методоло гической и научно-методической подготовки. Учителя, занимающиеся историческим краеведением, как минимум должны знать основные источники по истории края, методы их изучения и использования в учебно- воспитательной работе; основные проблемы современной исторический науки, проблемы отечественной и местной археологии, этногра фии, топонимики, сегодняшние социально- экономические, политические проблемы края, экологии и т.д. 2. Принцип ответственности за сохран ность собранных исторических источников и материалов. 3. Принцип диалектической взаимосвязи общеисторического и краеведческого мате-риа- ла. 4. Принцип единства урочной и вне урочной, внеклассной и внешкольной краевед ческой деятельности. 5. Принцип установления межпредмет ных и межкурсовых связей. 6. Принцип культурологического подхо да в краеведческой деятельности. 7. Принцип многообразия форм, мето дов, приемов, средств организации краеведче ской работы. 8. Принцип сотрудничества с учрежде ниями и организациями, занимающимися государственным и общественным краеведени ем. 9. Принцип целенаправленной воспита тельной деятельности в интересах личности ребенка, направленной на формирование гражданских качеств детей с учетом их возра стных и индивидуальных особенностей и склонностей. Появление школьного краеведения и многолетний опыт его развития в результате теоретической и практической деятельности крупных российских ученых, общественных деятелей, методистов, а главное - учителей- энтузиастов и в дореволюционной, и в советской, и в демократической России позволили самой широкой общественности осмыслить огромные педагогические возмож ности краеведения в учебно-воспитательном процессе школы и подготовили условия для введения на законодательном уровне такого важного понятия, как «национально-регио нальный компонент содержания образования». Это обусловлено тем, что: 1. Содержательной стороной национально регионального компонента содержания об разования, по сути, является содержание школьного краеведения. 2. Краеведческая деятельность (ее формы, методы, средства) подготовила целую «ар мию» краеведов (ученых, учителей, методи стов, школьников), которые стали активны ми проводниками осуществления нацио нально-регионального компонента содержа ния образования. Именно ученые-краеведы, методисты-краеведы, учителя-краеведы раз работали первые авторские программы ре гиональных курсов по самым различным школьным дисциплинам и по предметам, которые изучаются в школах и Домах твор чества, написали и апробировали регио нальные учебные пособия для дошкольни ков, студентов, учителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz