Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

58 - недостаточная подготовка учителей к практической краеведческой работе, особенно к внеклассной и внешкольной в педагогических вузах; - неразработанность критериев и показате­ лей оценки краеведческой работы в школе, работы школьных краеведческих музеев и т.д.; - в массовой практике организация позна­ вательной краеведческой деятельности школь­ ников осуществляется без должного учета возрастных, психологических, познавательных возможностей детей, что отрицательно сказы­ вается на познавательной активности учеников; - низкий уровень проведения краеведче­ ских уроков; - слабая научно-практическая подготовка юных краеведов к работе в поисковых экспеди­ циях, в школьных музеях с историческими источниками и материалами; - отсутствие специальной научно- популярной литературы для школьников по вопросам школьного краеведения (об истории возникновения краеведческих музеев в их регионе, о методике сбора, изучения, хранения исторических материалов, об известных уче- ных-краеведах, о краеведческих экспедициях и их результатах и т.д.). Представляется принципиально важной проблема разработки принципов школьного краеведения. На наш взгляд, ими являются: 1. Принцип научности должен быть первым в классификации рассматриваемых принципов школьного краеведения, т.к. по образному выражению академика Д.С. Лиха­ чева, краеведение - «самый массовый вид науки». Поисковой работой часто занимаются люди, не имеющие достаточной методоло­ гической и научно-методической подготовки. Учителя, занимающиеся историческим краеведением, как минимум должны знать основные источники по истории края, методы их изучения и использования в учебно- воспитательной работе; основные проблемы современной исторический науки, проблемы отечественной и местной археологии, этногра­ фии, топонимики, сегодняшние социально- экономические, политические проблемы края, экологии и т.д. 2. Принцип ответственности за сохран­ ность собранных исторических источников и материалов. 3. Принцип диалектической взаимосвязи общеисторического и краеведческого мате-риа- ла. 4. Принцип единства урочной и вне­ урочной, внеклассной и внешкольной краевед­ ческой деятельности. 5. Принцип установления межпредмет­ ных и межкурсовых связей. 6. Принцип культурологического подхо­ да в краеведческой деятельности. 7. Принцип многообразия форм, мето­ дов, приемов, средств организации краеведче­ ской работы. 8. Принцип сотрудничества с учрежде­ ниями и организациями, занимающимися государственным и общественным краеведени­ ем. 9. Принцип целенаправленной воспита­ тельной деятельности в интересах личности ребенка, направленной на формирование гражданских качеств детей с учетом их возра­ стных и индивидуальных особенностей и склонностей. Появление школьного краеведения и многолетний опыт его развития в результате теоретической и практической деятельности крупных российских ученых, общественных деятелей, методистов, а главное - учителей- энтузиастов и в дореволюционной, и в советской, и в демократической России позволили самой широкой общественности осмыслить огромные педагогические возмож­ ности краеведения в учебно-воспитательном процессе школы и подготовили условия для введения на законодательном уровне такого важного понятия, как «национально-регио­ нальный компонент содержания образования». Это обусловлено тем, что: 1. Содержательной стороной национально­ регионального компонента содержания об­ разования, по сути, является содержание школьного краеведения. 2. Краеведческая деятельность (ее формы, методы, средства) подготовила целую «ар­ мию» краеведов (ученых, учителей, методи­ стов, школьников), которые стали активны­ ми проводниками осуществления нацио­ нально-регионального компонента содержа­ ния образования. Именно ученые-краеведы, методисты-краеведы, учителя-краеведы раз­ работали первые авторские программы ре­ гиональных курсов по самым различным школьным дисциплинам и по предметам, которые изучаются в школах и Домах твор­ чества, написали и апробировали регио­ нальные учебные пособия для дошкольни­ ков, студентов, учителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz