Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 21 иного профиля, а также добровольное изучение школьным коллективом или учителем- энтузиастом с группой учащихся краевед­ ческих объектов с целью решения задач базового образования, базовой культуры и гражданского воспитания школьников Д с- 79]. В чем же актуальность школьного краеведения сегодня? Во-первых, краеведческая работа позво­ ляет вовлечь учащихся в комплексную деятельность, направленную не только на воспитание всех сторон личности ребенка, но и на самовоспитание. Именно практическая, поисковая деятельность, интересная, общест­ венно значимая и необходимая для данного поселка, города, района формирует у детей гражданственность, стимулирует познаватель­ ные возможности, помогает получить социальный опыт, способствует решению задач профориентации, эстетического и экологического воспитания. Во-вторых, краеведение должно и может стать тем фундаментом, на основе которого формируется гражданственность школьников. В-третьих, новизна содержания и проблем школьного краеведения обусловли­ вается и сложным, длительным, противоре­ чивым процессом, который происходит с разной степенью успешности во всех регионах нашей огромной многонациональной страны и охватывает все сферы социокультурной жизни. В-четвертых, неизмеримо выросли горизонты краеведения после принятия «Закона РФ об образовании». Региональный компонент содержания образования стал обязательным для всех школьных дисциплин. Ценный вклад в разработку основных проблем школьного краеведения внесли П И. Иванов, С О. Шмидт (общая теория и история школьного краеведения), В.А. Кон­ даков, К.Ф. Строев, И.С. Матрусов, Я.Б. Гал­ кин, А.А. Остапец (географическое краеведе­ ние), А.Ф. Родин, Н.П. Кузин, Н.А. Милонов, АС. Завадье, Г.Н. Матюшин, В.Н. Ашурков, Д.В. Кацюба, А Д. Солдатенков, Н.С. Борисов, И.Ф. Ушаков, А.А. Киселев (историческое краеведение), А.И. Стрижев, А.А. Вагин. Ю.А. Кназев (методика использования краеведческого материала на уроке), ИИ. Брондаренко, Н.А. Миланов, М.Д. Янко, В.Н. Шейкнер, Л.Т. Пантелеева (литературное краеведение), И.Д. Зверев, Б. Р. Иоганзен (природоохранное краеведение), А.В. Мамон­ тов, Н.Н. Церба (краеведческая библиография), И.Б. Циркунов (экономическое краеведение). В последние годы и центральными, и местными издательствами опубликовано боль­ шое количество не только научно-методи- ческой литературы, но и учебных пособий для школьников и учителей. В Мурманской облас­ ти это работы А.А. Киселева, И.Ф. Ушакова, С.Н. Дащинского, В.В. Дранишникова, ТА. Киселевой, Е.Л. Крикун, Н.И. Ливаднего, Л.В. Журина и др. (история); Н.Г. Благовой, А Н. Кохичко, Л.А. Бычковой, Л.А. Кореневой, О Д. Родченко, Л.М. Погодиной и др. (русский язык); Л.Т. Пантелеевой, Э.К. Лявданского, И.С. Меркурьева и др. (литература); А.В. Шевченко, Т.П. Богданец и др. (экология); Л.С. Беляевой, Е.Г. Трудковой и др. (этнопе- дагогика). Значительно улучшилась подготовка сту­ дентов к краеведческой учебно-воспитательной работе в школе. Например, в Мурманском педагогическом институте разработаны и ведутся на кафедре отечественной истории следующие краеведческие спецкурсы: Ушаков И.Ф. Источники и литература по истории Кольского Севера (досоветский период); Кисе­ лев А.А. История Мурманской области (1917-1997); Дащинский С.Н. Советско- Финляндская война 1939-1940 годов; Суха­ рев М.И. Европейский Север России во второй половине XX века; Порцель А.К. Русские на Шпицбергене. История открытия и освоения архипелага с древних времен до середины XX века; Бардилеева Ю.П. Религиозные кон­ фессии на Кольском полуострове и их взаимо­ отношения с государством в XX веке; Крикун Е.Л. Методика краеведческой работы в школе. Занимаются разработкой спецкурсов и работники других культурно-просветительных организаций и учреждений. Директор Мурман­ ского книжного издательства И.Б. Циркунов разработал краеведческий спецкурс «Проблемы экономического развития Мурманской облас­ ти», директор Мурманского областного крае­ ведческого музея О.М. Демиденко - спецкурс «Основы музееведения». Создание и развитие в ряде школ крае­ ведческих факультативов позволило на более высоком научно-методическом уровне вести подготовку юных краеведов к поисковой работе, сбору и изучению исторических источ­ ников. Однако для школьного краеведения в на­ стоящее время характерны и определенные негативные явления, которые не позволяют использовать в полной мере педагогические потенции краеведения. Назовем некоторые из них:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz