Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

56 стве одного из ведущих принципов обучения истории: на краеведческой основе не могут быть построены ни курсы истории древнего мира и средневековья, являющиеся фактически исходными для всего дальнейшего, ни новая и новейшая история» [2 , с. 297]. Говоря об использовании краеведческого материала на уроках, он вводит новый термин «краеведческий подход», который «представля­ ет собой, по существу, своеобразный способ отбора познавательного и воспитательного материала истории и современной жизни родного края» [2, с. 298] и имеет ряд преиму­ ществ в обучении: - привлечение краеведческого материала помогает конкретизации исторических факто­ ров, созданию исторических представлений; - введение на уроке местного материала создает своеобразную психологическую ситуа­ цию, характеризующуюся <окивым ощущени­ ем» исторического прошлого; - краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, допустимых непосредст­ венному наблюдению фактов к глубоким выводам и обобщениям; - привлечение краеведческого материала открывает широкие возможности для самостоя­ тельной познавательной деятельности, для внесения в нее элементов поиска; связь курса истории с внеклассной крае­ ведческой работой позволяет чаще применять знания и умения, приобретенные школьниками в краеведческих кружках, походах и экскурси­ ях, а также устанавливать межпредметные и межкурсовые связи» [2, с. 298-299]. Думается, термин «краеведческий подход», предложенный А.А. Вагиным, более правильно отражает сущность и место школьного краеведения в учебно-воспитательной работе. Использование краеведческого подхода позволяет в зависимости от специфических особенностей данного предмета, изучаемой темы, конкретного урока найти наиболее оптимальный путь отбора и методики использования краеведческого материала в тесном единстве с внеклассной краеведческой работой. Несмотря на очевидную несостоятель­ ность утверждения П.В. Иванова о том, что существует «Краеведческий педагогический принцип», эта теоретическая ошибка переходи­ ла из одного учебного пособия в другое. И лишь в первом томе Российской педа­ гогической энциклопедии, изданной в 1993 г., в статье «Краеведение», написанной тремя авторами, в том числе П.В. Ивановым, речь идет о «краеведческом подходе», а термин «краеведческий принцип» не упоминается. Однако в ряде диссертационных исследо­ ваний до сих пор используется термин «крае­ ведческий принцип». Например, Д.В. Кацюба в автореферате докторской диссертации пишет: «Многолетняя практика школ и специальные педагогические исследования позволили уста­ новить, что умелое, творческое, целенаправ­ ленное применение краеведческого принципа в изучении отечественной истории дает сущест­ венные результаты в процессе обучения и воспитания учащихся...». Таким образом, в школьном краеведении одновременно проявляются две противопо­ ложные тенденции: одна связана с определен­ ной недооценкой педагогических возмож­ ностей школьного краеведения, другая - в переоценке его роли. Мы считаем, что школьное краеведение - это важное средство учебно-воспитательной работы школы, которое своим интересным, новым, доступным, с точки зрения развития познавательной активности, материалом и своими специфичес­ кими формами работы позволяет успешно решать самые различные задачи обучения и воспитания. В то же время школьное краеведение является одним из элементов принципа связи обучения и воспитания с жизнью, принципа наглядности и принципа доступности. Краеведческий подход является одним из условий оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе, особенно во внеурочной деятельности учащихся. Необходимо отметить, что особенности исторического и социально-экономического развития того или иного края влияют на особенности использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе. В последнее десятилетие произошла серьезная переоценка ценностно-нравственных ориентиров в жизни общества. Школа решает новые цели и задачи воспитания. Отсюда возникает проблема создания новой концепции школьного краеведения и необходимость конкретизации понятийного аппарата. С учетом новых социально-политических реалий предлагаем следующее определение школьного краеведения: «Школьное краеве­ дение - это обязательное, систематическое познание учащимися родного края (“малой Родины”) в процессе урочной (внеклассной и внешкольной поисковой деятельности) в соот­ ветствии с содержанием вариативных учебных планов и вариативных программ школ того или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz