Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 55 ознакомлением с историей России. Материал собирался при активном участии учащихся, с которыми на фабрике проводились занятия по труду, беседы с рабочими, работы в архиве фабрики. Это, вероятно, был первый опыт сочетания трудового обучения с историческим краеведением. В объяснительной записке к программе по географии указывалось, что курс начинается с родиноведения и переходит в краеведение. В программу по географии включалось ознаком­ ление с историей своего губернского города, с историческими достопримечательностями волости и уезда. А.В. Луначарский руководил работой I Всероссийской конференции научных об­ ществ по изучению местного края (декабрь 1921 г.), положившей начало советскому обще­ ственному краеведению. Он сформулировал основную задачу советского краеведения: «планомерный учет того, чем мы обладаем в нашем отечестве» в интересах планового развития страны. На конференции было впервые отмечено, что «... изучение края поставлено сейчас в России как одна из коренных задач русской науки, русского просвещения и русской эконо­ мики». В 1923-1925 гг. под руководством науч­ но-методической секции Государственного ученого совета (ГУСа) были составлены новые школьные программы, получившие название «Программы ГУСа». Они принципиально отличались от всех предыдущих и по содержа­ нию, и по структуре. Это были не предметные, а комплексные программы. С их помощью пытались бороться с одним из существенных недостатков дореволюционной школы - отры­ вом теории от практики. У ряда методистов распространилось мнение, что краеведение - это особый общепе­ дагогический принцип. Например, методист А.И. Дзенс-Литовский писал: «Краеведение не есть география и не есть вообще отдельный, самостоятельный предмет школьного изуче­ ния - это есть общий, руководящий принцип обучения и воспитания на местном материале». Природа этого заблуждения очевидна. Действительно, работая по комплексным программам, когда краеведческий материал охватывал все содержание, формы и методы обучения и воспитания, можно было говорить о наличии не только краеведческого дидактиче­ ского принципа, но и общепедагогического краеведческого принципа. Из самых благих намерений известные краеведы и после разработки и утверждения новых учебных планов, построенных на основе предметного преподавания и введения новых программ по основным учебным предметам, не отказались от ошибочного мнения о том, что краеведение - это «общепедагогический прин­ цип». Твердо и последовательно данную точку зрения в течение десятилетий отстаивал из­ вестный карельский ученый, профессор П.В. Иванов, опубликовавший монографию «Педагогические основы школьного краеведе­ ния», а позднее успешно защитивший доктор­ скую диссертацию по этой же теме, что явилось большим вкладом в развитие общей теории и истории школьного краеведения. Однако с одним из принципиальных выводов работ о том, что «школьное краеведение из методиче­ ского приема превратилось в общепедагогиче­ ский принцип», согласиться нельзя. В дальнейших исследованиях П.В. Ива­ нов развил эту мысль: «Краеведческий принцип является общепризнанным в передовой педаго­ гической науке. Он осуществляется через систематическое рациональное обращение в учебной, внеклассной, воспитательной и обще­ ственно полезной работе школы к краеведче­ скому материалу, обогащение учащихся зна­ ниями родного края, краеведческими умениями и навыками и воспитание любви к родному краю» [6, с. 19]. Ошибочность этого вывода доказали в свое время виднейшие советские дидакты. Так, М.Н. Скаткин писал: «Какими же критериями следует руководствоваться, чтобы отнести то или иное положение дидактики к принципам обучения? Такое положение должно охваты­ вать своим направляющим, регулирующим влиянием важнейшие элементы обучения - его содержание, методы, организационные фор­ мы - и не сводиться ни к каким положениям, не заменяться ими». «Принципы обучения, - уточняет другой дидакт ИТ. Огородников, - распространяются на весь процесс обучения». Исходя из этих основополагающих ди­ дактических положений ясно, что при изучении школьных дисциплин невозможно излагать все курсы на краеведческой основе за исключени­ ем, по мнению В.А. Кондакова и А.С. Баркова, «цельных курсов физической географии», которая «по существу целиком строится на краеведческой основе». Методист-историк А.А. Вагин в книге «Методика обучения истории в школе» пишет: «Краеведение не может быть признано в каче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz