Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 55 ознакомлением с историей России. Материал собирался при активном участии учащихся, с которыми на фабрике проводились занятия по труду, беседы с рабочими, работы в архиве фабрики. Это, вероятно, был первый опыт сочетания трудового обучения с историческим краеведением. В объяснительной записке к программе по географии указывалось, что курс начинается с родиноведения и переходит в краеведение. В программу по географии включалось ознаком ление с историей своего губернского города, с историческими достопримечательностями волости и уезда. А.В. Луначарский руководил работой I Всероссийской конференции научных об ществ по изучению местного края (декабрь 1921 г.), положившей начало советскому обще ственному краеведению. Он сформулировал основную задачу советского краеведения: «планомерный учет того, чем мы обладаем в нашем отечестве» в интересах планового развития страны. На конференции было впервые отмечено, что «... изучение края поставлено сейчас в России как одна из коренных задач русской науки, русского просвещения и русской эконо мики». В 1923-1925 гг. под руководством науч но-методической секции Государственного ученого совета (ГУСа) были составлены новые школьные программы, получившие название «Программы ГУСа». Они принципиально отличались от всех предыдущих и по содержа нию, и по структуре. Это были не предметные, а комплексные программы. С их помощью пытались бороться с одним из существенных недостатков дореволюционной школы - отры вом теории от практики. У ряда методистов распространилось мнение, что краеведение - это особый общепе дагогический принцип. Например, методист А.И. Дзенс-Литовский писал: «Краеведение не есть география и не есть вообще отдельный, самостоятельный предмет школьного изуче ния - это есть общий, руководящий принцип обучения и воспитания на местном материале». Природа этого заблуждения очевидна. Действительно, работая по комплексным программам, когда краеведческий материал охватывал все содержание, формы и методы обучения и воспитания, можно было говорить о наличии не только краеведческого дидактиче ского принципа, но и общепедагогического краеведческого принципа. Из самых благих намерений известные краеведы и после разработки и утверждения новых учебных планов, построенных на основе предметного преподавания и введения новых программ по основным учебным предметам, не отказались от ошибочного мнения о том, что краеведение - это «общепедагогический прин цип». Твердо и последовательно данную точку зрения в течение десятилетий отстаивал из вестный карельский ученый, профессор П.В. Иванов, опубликовавший монографию «Педагогические основы школьного краеведе ния», а позднее успешно защитивший доктор скую диссертацию по этой же теме, что явилось большим вкладом в развитие общей теории и истории школьного краеведения. Однако с одним из принципиальных выводов работ о том, что «школьное краеведение из методиче ского приема превратилось в общепедагогиче ский принцип», согласиться нельзя. В дальнейших исследованиях П.В. Ива нов развил эту мысль: «Краеведческий принцип является общепризнанным в передовой педаго гической науке. Он осуществляется через систематическое рациональное обращение в учебной, внеклассной, воспитательной и обще ственно полезной работе школы к краеведче скому материалу, обогащение учащихся зна ниями родного края, краеведческими умениями и навыками и воспитание любви к родному краю» [6, с. 19]. Ошибочность этого вывода доказали в свое время виднейшие советские дидакты. Так, М.Н. Скаткин писал: «Какими же критериями следует руководствоваться, чтобы отнести то или иное положение дидактики к принципам обучения? Такое положение должно охваты вать своим направляющим, регулирующим влиянием важнейшие элементы обучения - его содержание, методы, организационные фор мы - и не сводиться ни к каким положениям, не заменяться ими». «Принципы обучения, - уточняет другой дидакт ИТ. Огородников, - распространяются на весь процесс обучения». Исходя из этих основополагающих ди дактических положений ясно, что при изучении школьных дисциплин невозможно излагать все курсы на краеведческой основе за исключени ем, по мнению В.А. Кондакова и А.С. Баркова, «цельных курсов физической географии», которая «по существу целиком строится на краеведческой основе». Методист-историк А.А. Вагин в книге «Методика обучения истории в школе» пишет: «Краеведение не может быть признано в каче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz