Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.

54 Выступая перед молодежью на III съезде комсомола, В.И. Ленин прямо говорил: «Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни...». Особое внимание В.И. Ленин уделял уче­ ту местных особенностей и отличий, изучению и описанию местных исторических событий, требуя «конкретности в изучении местного опыта... углубления в настоящую жизнь, и уездную, и волостную, и сельскую». На разных этапах развития советского и постсоветского государства перед педагогиче­ ской наукой и школой ставились различные цели и задачи. Поэтому сущность понятия «школьное краеведение», содержание и формы краеведческой работы, их роль в учебно- воспитательном процессе значительно меня­ лись. Государственное признание краеведения, живой идеологический интерес к нему высших государственных и партийных деятелей, круп­ нейших ученых создали благоприятные усло­ вия для бурного развития школьного краеведе­ ния. Вопросами краеведения занимались та­ кие видные ученые, как академики А.С. Барков. М.Н. Покровский, А.Е. Ферсман; профессора А.М. Большакова, А.П. Пинкевич, Д.Н. Ушаков и др. В 1918-1920 гг. почти повсеместно были введены программы родиноведения для 1-5 классов, составленные в двух вариантах: для городских и сельских школ. В этих программах акцентировалось внимание на осмыслении учащимися элементов «старого и нового, отмирающего и нарождающегося», «реакцион­ ного и прогрессивного» в жизни города (села) и «подчеркивании контрастов» при сравнении прошлого и настоящего. В 1918 г. издается ряд интересных книг, получивших широкую известность среди учительства. Это учебное пособие Е.Н. Клетне- вой «Изучение родного края», в котором обос­ нована общественна и педагогическая необхо­ димость изучения родного края с целью содей­ ствия широкому познанию России и поиску «путей улучшения жизни и быта местного населения». В книге даны подробные програм­ мы изучения истории, культуры, экономики, этнографии края. Учебное пособие выдержало несколько изданий. В это же время В.Н. Уланов выпустил новое издание книги «Опыт методики истории в начальной школе», в котором он впервые поставил вопрос о краеведческом принципе: «Что касается педагогического принципа краеведения, то он проходит через всю про­ грамму» (имеется в виду программа по исто­ рии). Для школ было издано учебное пособие Д.А. Жаринова и Н.М. Никольского «Былое вокруг нас», в предисловии к которому учите­ лям рекомендовалось шире использовать на уроках материал местной истории, т.к. «кругом нас настоящие музеи русской истории». В 1919 г. вышла книга Е.А. Звягинцева «Родиноведение и локализация в народной школе». Автор высказал ряд суждений, идущих вразрез с господствовавшими мнениями. На­ пример, он писал: «Введение особого учебного предмета “родиноведение” представляется нам не только делом поспешным, но и опасным в народной школе». Он утверждал, что локализа­ ция обучения является «средством раскрепо­ щения» учителя от стабильности программ и учебников. Однако его взгляды считали оши­ бочными, не отвечающими идеологическим подходам школы, хотя методист высказывал справедливые опасения, как бы принцип науч­ ности при изучении истории отечества не пострадал от повального увлечения краеведе­ нием в ущерб общеисторическим знаниям. Благодаря работам Н.Е. Клетневой, В.Н. Уланова, Е.А. Звягинцева, Д.А. Жарикова, Н.М. Никольского в советской педагогике сложилась система теоретических понятий, связанных с теорией школьного краеведения, которая включала свой категориальный аппа­ рат: родиноведение, краеведение, краеведче­ ский принцип, принцип локализации, система школьного краеведческого исторического образования и др. В 1921 г. были приняты и стали дейст­ вующими «Программы семилетней единой школы», в которых вводилось «обществоведе­ ние» (со 2 класса), указывалось, что изучение этого курса должно базироваться на подготовке учащихся по родиноведению. В программу по обществоведению в 3 классе вводились знания по истории края с древнейших времен (что для детей данного возраста было явно непосильно). Московский преподаватель С.Н. Дзюбин- ский утверждал, что «обществоведение есть предмет школьного обучения, ставящий своей задачей изучение труда и общества на основе краеведения в современном историческом разделе» [4, с. 186]. А учитель школы-коммуны Наркомпроса А.И. Стражев, впоследствии видный методист-историк, впервые разработал и применил на уроках обществоведения мате­ риал по истории местной фабрики в связи с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz