Дранишников, В. В. От краеведческого подхода к национально-региональному компоненту содержания образования : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 52-60.
54 Выступая перед молодежью на III съезде комсомола, В.И. Ленин прямо говорил: «Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни...». Особое внимание В.И. Ленин уделял уче ту местных особенностей и отличий, изучению и описанию местных исторических событий, требуя «конкретности в изучении местного опыта... углубления в настоящую жизнь, и уездную, и волостную, и сельскую». На разных этапах развития советского и постсоветского государства перед педагогиче ской наукой и школой ставились различные цели и задачи. Поэтому сущность понятия «школьное краеведение», содержание и формы краеведческой работы, их роль в учебно- воспитательном процессе значительно меня лись. Государственное признание краеведения, живой идеологический интерес к нему высших государственных и партийных деятелей, круп нейших ученых создали благоприятные усло вия для бурного развития школьного краеведе ния. Вопросами краеведения занимались та кие видные ученые, как академики А.С. Барков. М.Н. Покровский, А.Е. Ферсман; профессора А.М. Большакова, А.П. Пинкевич, Д.Н. Ушаков и др. В 1918-1920 гг. почти повсеместно были введены программы родиноведения для 1-5 классов, составленные в двух вариантах: для городских и сельских школ. В этих программах акцентировалось внимание на осмыслении учащимися элементов «старого и нового, отмирающего и нарождающегося», «реакцион ного и прогрессивного» в жизни города (села) и «подчеркивании контрастов» при сравнении прошлого и настоящего. В 1918 г. издается ряд интересных книг, получивших широкую известность среди учительства. Это учебное пособие Е.Н. Клетне- вой «Изучение родного края», в котором обос нована общественна и педагогическая необхо димость изучения родного края с целью содей ствия широкому познанию России и поиску «путей улучшения жизни и быта местного населения». В книге даны подробные програм мы изучения истории, культуры, экономики, этнографии края. Учебное пособие выдержало несколько изданий. В это же время В.Н. Уланов выпустил новое издание книги «Опыт методики истории в начальной школе», в котором он впервые поставил вопрос о краеведческом принципе: «Что касается педагогического принципа краеведения, то он проходит через всю про грамму» (имеется в виду программа по исто рии). Для школ было издано учебное пособие Д.А. Жаринова и Н.М. Никольского «Былое вокруг нас», в предисловии к которому учите лям рекомендовалось шире использовать на уроках материал местной истории, т.к. «кругом нас настоящие музеи русской истории». В 1919 г. вышла книга Е.А. Звягинцева «Родиноведение и локализация в народной школе». Автор высказал ряд суждений, идущих вразрез с господствовавшими мнениями. На пример, он писал: «Введение особого учебного предмета “родиноведение” представляется нам не только делом поспешным, но и опасным в народной школе». Он утверждал, что локализа ция обучения является «средством раскрепо щения» учителя от стабильности программ и учебников. Однако его взгляды считали оши бочными, не отвечающими идеологическим подходам школы, хотя методист высказывал справедливые опасения, как бы принцип науч ности при изучении истории отечества не пострадал от повального увлечения краеведе нием в ущерб общеисторическим знаниям. Благодаря работам Н.Е. Клетневой, В.Н. Уланова, Е.А. Звягинцева, Д.А. Жарикова, Н.М. Никольского в советской педагогике сложилась система теоретических понятий, связанных с теорией школьного краеведения, которая включала свой категориальный аппа рат: родиноведение, краеведение, краеведче ский принцип, принцип локализации, система школьного краеведческого исторического образования и др. В 1921 г. были приняты и стали дейст вующими «Программы семилетней единой школы», в которых вводилось «обществоведе ние» (со 2 класса), указывалось, что изучение этого курса должно базироваться на подготовке учащихся по родиноведению. В программу по обществоведению в 3 классе вводились знания по истории края с древнейших времен (что для детей данного возраста было явно непосильно). Московский преподаватель С.Н. Дзюбин- ский утверждал, что «обществоведение есть предмет школьного обучения, ставящий своей задачей изучение труда и общества на основе краеведения в современном историческом разделе» [4, с. 186]. А учитель школы-коммуны Наркомпроса А.И. Стражев, впоследствии видный методист-историк, впервые разработал и применил на уроках обществоведения мате риал по истории местной фабрики в связи с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz