Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности // Наука и образование. – 2000. – № 1. – С. 39-44.
ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ В. В. ДРАНИШНИКОВ Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности П р о б л ем а о р и ен т ац и и ш к о л ьн и к о в и молодежи на духовно-культурные цен ности приобрела в настоящее время исклю чительную актуальность. Эта комплексная проб лема имеет философские, социальные, психологи ческие, педагогические и технологические аспек ты. Педагогический смысл ориентации многозна чен. Ее можно рассматривать и как процесс, и как результат педагогической деятельности. «Ориен тация как процесс — это проективные действия от замысла до результата: точный правильный вы бор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направлен ностью, планами, жизненными ценностями. Ори ентация — необходимый компонент любой жизне деятельности: труда, познания, искусства, обще ния» [ 14, с. 9]. Понятие «духовность» первоначально исполь зовалось в религиозной и философской антропо логии. Нагорная проповедь — первый источник, где речь идет об иерархии человеческих ценностей, о приоритете заботы о душе над повседневными практическими заботами. Иисус говорит: «Не для души вашей, что вам есть и пить, не для тела ваше го, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело — одежды?» (Мф. 6:25). В. Д аль, говоря о многозначности понятия «духовность» , вы ск а зы в ает и такую мысль: «...Духовность — всё относящееся к душе чело века, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [6, с. 503]. В последние десятилетия духовность стала объ ектом серьезного внимания социологии, психо логии, педагогики, культурологии и других науч ных дисциплин. Однако ни Российская педаго гическая энциклопедия (первый том которой вы шел в 1993 году, а второй в 1999 году), ни Большой энциклопедический словарь (издан в 1997 году) не дают определения этого понятия. Наиболее полное определение духовности дает словарь практического психолога: «Духовность — с точки зрения материализма — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей : 1) идеальная потребность познания; 2) социальная потребность жить и действовать “для других”». Под духов ностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, вторая — под душевностью. С категорией духовности соотносится потреб ность познания — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, по скольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная по лезность духовной деятельности человека диалек тически сочетается с субъективным бескорыстием, где награда — удовольствие, доставляемое процес-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz