Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности // Наука и образование. – 2000. – № 1. – С. 39-44.

В. В. Дранишников. ОРИЕНТАиИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ НЕННОСТИ 43 дальными разоблачениями в печати); когда грубое унижение людей (хамство) становится такой же нормой жизни, как, скажем, приветствие или комплимент. Это общество тотальной дезинтеллектуали­ зации, когда инженер, педагог, врач не отлича­ ются по образу мыслей и манере выражать их от опустившегося пьяницы, бродяг и, когда даже вы­ дающийся ученый или писатель, художник, артист в повседневной жизни может ничем не отличаться от чернорабочего, завсегдатая пивной. Короче го­ воря, продукт систематического оболванивания из поколения в поколение. Это общество тотальной психопатологизации, всеобщего взаимного остервенения, когда люди в общественных местах, на работе, дома беспри­ чинно кидаются друг на друга, как злые собаки ... Почему?.. Такова совокупная конечная цена при­ нудительной идеологии» [ 1, с. 37]. Существует и другое мнение: «в правящих кру­ гах, в публицистике заговорили о выработке но­ вой государственной идеологии. Но всякая идео­ логия — это односторонний, социально-заинтере­ сованный подход тех или иных классов и социаль­ ных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных ценностных ориента­ ций. Создание и насаждение какой-либо государст­ венной идеологии — это стремление сформиро­ вать какую-то единую идеологическую платфор­ му, что в условиях многопартийной системы, сложившегося политического и идеологического плюрализма просто невозможно, да и не нужно. В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависи­ мости от того, какие взгляды и убеждения испове­ дуют люди, стоящие ныне у власти [ 10, с. 193]. Думается, что более позитивными являются суждения тех, кто утверждает, что «назрела не­ обходимость в новой, современной идеологии для Нации, и нужны новые ее носители, не отягощен­ ные инерцией мышления, ошибками прошлого и самоуверенностью в своей правоте» [11, с. 84]. Среди тех, кто предлагает свое видение того, что может сцементировать единую российскую идео­ логию, интересны и убедительны взгляды А. И. Под­ березкина — руководителя Всероссийского обще­ ственно-политического движения «Духовное на­ следие»: «Опыт показывает, — пишет он, — что такими базисными понятиями и ценностями для нации во все периоды ее истории были: любовь к Родине; приверженность сильному государству и его институтам; любовь к народу, его традициям и устоям; любовь к Богу; готовность к самопожертвованию ради Отече­ ства от угрозы, особенно внешней» [11, с. 94]. На наш взгляд, из сказанного выше очевидным является следующее: любому развитому духовно-нравственному об­ ществу необходима объединяющая его идеология (при обязательном плюралистическом подходе к ее достоинствам и недостаткам, праве на критику и непременном ее развитии); главным критерием достоинства общегосудар­ ственной идеологии является гармонизация обще­ человеческих, национальных, классово-сослов- пых, религиозных, профессионально-групповых, региональных интересов и ценностей, а также учет интересов и ценностей каждого отдельно взятого человека; создание единой идеологии в переходном об­ ществе — процесс сложный, длительный, противо­ речивый, но неизбежный; в основе единой идеологии должны лежать: любовь к Отечеству, восстановление, сохранение и развитие народных, религиозных, духовно-куль­ турных ценностей и традиций при поддержке, в первую очередь, традиционных религий России (православия, ислама, иудаизма) и лояльном отно­ шении к другим религиозным концессиям и, самое главное, уважение духовно-культурных традиций больших и малых народов и России, и всего мира; ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит целенаправленной воспитательной деятельности государства, учебно-образователь­ ных учреждений, особенно школ, лицеев, коллед­ жей, вузов, церкви, средств массовой информации. Важным фактором, стимулирующим решение рассматриваемой проблемы, является осуществ­ ление давно назревшей задачи получения всеми российскими детьми качественного, полноцен­ ного среднего образования. Девятилетнее базовое образование, которое декларирует Закон РФ об образовании, во-первых, не соответствует ни эко­ номическим, ни духовным потребностям совре­ менного общества, во-вторых, не все дети его по­ лучают. Было бы наивно думать, что научные знания сами по себе, автоматически, без целенаправлен­ ной деятельности учителей и воспитателей, без их педагогического мастерства и использования сов­ ременных образовательных технологий переходят в нравственные качества детей. Но знания, «очело­ веченные» в процессе взаимодействия с детьми, подкрепленные нравственным примером настав­ ников, создают условия для ориентации детей на духовно-нравственные ценности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz