Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности // Наука и образование. – 2000. – № 1. – С. 39-44.
В. В. Дранишников. ОРИЕНТАиИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ НЕННОСТИ 43 дальными разоблачениями в печати); когда грубое унижение людей (хамство) становится такой же нормой жизни, как, скажем, приветствие или комплимент. Это общество тотальной дезинтеллектуали зации, когда инженер, педагог, врач не отлича ются по образу мыслей и манере выражать их от опустившегося пьяницы, бродяг и, когда даже вы дающийся ученый или писатель, художник, артист в повседневной жизни может ничем не отличаться от чернорабочего, завсегдатая пивной. Короче го воря, продукт систематического оболванивания из поколения в поколение. Это общество тотальной психопатологизации, всеобщего взаимного остервенения, когда люди в общественных местах, на работе, дома беспри чинно кидаются друг на друга, как злые собаки ... Почему?.. Такова совокупная конечная цена при нудительной идеологии» [ 1, с. 37]. Существует и другое мнение: «в правящих кру гах, в публицистике заговорили о выработке но вой государственной идеологии. Но всякая идео логия — это односторонний, социально-заинтере сованный подход тех или иных классов и социаль ных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных ценностных ориента ций. Создание и насаждение какой-либо государст венной идеологии — это стремление сформиро вать какую-то единую идеологическую платфор му, что в условиях многопартийной системы, сложившегося политического и идеологического плюрализма просто невозможно, да и не нужно. В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависи мости от того, какие взгляды и убеждения испове дуют люди, стоящие ныне у власти [ 10, с. 193]. Думается, что более позитивными являются суждения тех, кто утверждает, что «назрела не обходимость в новой, современной идеологии для Нации, и нужны новые ее носители, не отягощен ные инерцией мышления, ошибками прошлого и самоуверенностью в своей правоте» [11, с. 84]. Среди тех, кто предлагает свое видение того, что может сцементировать единую российскую идео логию, интересны и убедительны взгляды А. И. Под березкина — руководителя Всероссийского обще ственно-политического движения «Духовное на следие»: «Опыт показывает, — пишет он, — что такими базисными понятиями и ценностями для нации во все периоды ее истории были: любовь к Родине; приверженность сильному государству и его институтам; любовь к народу, его традициям и устоям; любовь к Богу; готовность к самопожертвованию ради Отече ства от угрозы, особенно внешней» [11, с. 94]. На наш взгляд, из сказанного выше очевидным является следующее: любому развитому духовно-нравственному об ществу необходима объединяющая его идеология (при обязательном плюралистическом подходе к ее достоинствам и недостаткам, праве на критику и непременном ее развитии); главным критерием достоинства общегосудар ственной идеологии является гармонизация обще человеческих, национальных, классово-сослов- пых, религиозных, профессионально-групповых, региональных интересов и ценностей, а также учет интересов и ценностей каждого отдельно взятого человека; создание единой идеологии в переходном об ществе — процесс сложный, длительный, противо речивый, но неизбежный; в основе единой идеологии должны лежать: любовь к Отечеству, восстановление, сохранение и развитие народных, религиозных, духовно-куль турных ценностей и традиций при поддержке, в первую очередь, традиционных религий России (православия, ислама, иудаизма) и лояльном отно шении к другим религиозным концессиям и, самое главное, уважение духовно-культурных традиций больших и малых народов и России, и всего мира; ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит целенаправленной воспитательной деятельности государства, учебно-образователь ных учреждений, особенно школ, лицеев, коллед жей, вузов, церкви, средств массовой информации. Важным фактором, стимулирующим решение рассматриваемой проблемы, является осуществ ление давно назревшей задачи получения всеми российскими детьми качественного, полноцен ного среднего образования. Девятилетнее базовое образование, которое декларирует Закон РФ об образовании, во-первых, не соответствует ни эко номическим, ни духовным потребностям совре менного общества, во-вторых, не все дети его по лучают. Было бы наивно думать, что научные знания сами по себе, автоматически, без целенаправлен ной деятельности учителей и воспитателей, без их педагогического мастерства и использования сов ременных образовательных технологий переходят в нравственные качества детей. Но знания, «очело веченные» в процессе взаимодействия с детьми, подкрепленные нравственным примером настав ников, создают условия для ориентации детей на духовно-нравственные ценности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz