Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности // Наука и образование. – 2000. – № 1. – С. 39-44.
42 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Важным был вопрос: «На какие ценности и стандарты — западные, традиционно российские или советские — должна ориентироваться сегодня Россия?» Оказалось, что ни один студент однозначно не ориентируется на советские ценности и стандарты, на западные ценности и стандарты ориентируется всего 2,3%, на традиционно российские — 25%; большинство студентов — 72,7% считают, что не обходимо взять все лучшее в стандартах и цен ностях российских, советских и западных, но в ос нове, по их мнению, должна находиться россий ская духовность, а перенимать западный опыт необходимо не автоматически, а учитывая специ фику исторического, социально-экономического развития России, ментальность россиян. Сравнительный анализ результатов исследо ваний, проведенных в различных регионах России и Мурманской области, показывает, что чем выше образование и духовно-культурный уровень мо лодежи, тем, во-первых, они выше ценят тради ционно российские ценности; во-вторых, психоло гически более готовы к сотрудничеству с запад ными странами. Интересную информацию о нравственных цен ностях юных мурманчан дает анализ написанных ими сочинений-миниатюр и ответов на различные задания — тестов. Оказалось, что тяжелое эконо мическое положение населения заполярной столи цы, переоценка ценностей, которая происходит в обществе, не затронули детские души, и они на эмоциональном уровне, подсознательно отдают предпочтение духовным ценностям. Так, одно из заданий, которое получили млад шие школьники ряда школ города Мурманска, было следующее: «П редставь себе сказочную ситуацию. Ты волшебник. Но запас твоего вол шебства невелик: ты можешь выполнить только три желания. Что бы ты пожелал?». Во всех сочинениях дети пожелали добра не только себе, но и родственникам, друзьям, мур манчанам, а часто всем людям на Земле. Не забыли они и «братьев наших меньших», и ранимую при роду Севера. Вот отрывки из некоторых ответов (задание было анонимным): «Во-первых, я сделала бы так, чтобы всем лю дям стало хорошо, чтобы все стали богатыми. Что бы никто не ссорился. Второе мое желание — что бы все дружили, и у всех были друзья в разных странах и чтобы всем было хорошо. А третье мое желание — чтобы все были умными, грамотными и не обязательно красивыми ...» «Если бы я была волшебницей, то первым моим желанием было бы сделать так, чтобы в мире не было беспризорных животных. Я сделала бы для них приюты, где их никто не будет обижать. Вто рое мое желание — это кругосветное путешествие. Я побывала бы в Египте, Греции, Италии, а потом в Дисней-Ленде. Я хотела бы побывать в самых заповедных уголках Земли. Третье мое желание было бы исполнить очень трудно, но я поста ралась бы дать всем людям счастье и здоровье. Волшебников нет, но может это и к лучшему. Ина че все волшебники начали бы исполнять свои же лания, а желания ведь могут быть разные. Я счи таю , что волшебник должен быть только д об рым». «Первое мое желание я потратил бы на то, что бы у всех бездомных детей появился хороший дом. Второе мое желание хочется использовать так, чтобы все бедные стали богатыми. Потом обеспе чила бы едой и питьем всех бездомных животных: собак и кошек и дала бы поесть голубям и воробь ям в долгую холодную зиму. Вообще с животными все было бы в порядке. А свое третье желание я бы потратила на школу. Чтобы не было двоечни ков, а все были бы отличниками, а на дворе было бы только лето. Ну, а если бы было четвертое, пя тое и шестое желания, я бы дала себе и своим друзьям денег, свою бабушку излечила бы от аст мы, купила бы себе дом и завела бы штук десять породистых собак». Было бы ошибкой из этих искренних, эмоци ональных детских рассуждений делать серьезные выводы об иерархии их ценностей. Надо помнить, что для детей младшего школь ного возраста, во-первых, взрослые, особенно хорошие учителя, — непререкаемый авторитет. А они, действительно, учат детей только хорошему. Во-вторых, ценности детей очень непостоянны. Они быстро меняются под воздействием множе ства объективных и субъективных факторов. Важ но понять другое. Детские души — благодатная почва для добра, милосердия, сострадания. Они поддаются в процессе продуманной целенаправ ленной воспитательной деятельности формирова нию духовных ценностей. Проблему «ориентация школьников и молоде жи на духовно-культурные ценности» усугубляет отсутствие в обществе современной общепризнан ной и объединяющей всех граждан идеологии, отражающей в совокупности общечеловеческие, национальные, государственные, региональные особенности, ментальность россиян. «Общество без идеологии, — считает социолог И. В. Бестужев-Лада, — страшное общество. Это общество, когда по Достоевскому “все дозволе но”, когда повальное воровство всеми и всегда, сверху донизу; когда самая циничная и вздорная ложь произносится как нечто само собой разуме ющееся везде и всюду, в том числе с самых высоких государственных трибун (с последующими скан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz