Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности // Наука и образование. – 2000. – № 1. – С. 39-44.

42 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Важным был вопрос: «На какие ценности и стандарты — западные, традиционно российские или советские — должна ориентироваться сегодня Россия?» Оказалось, что ни один студент однозначно не ориентируется на советские ценности и стандарты, на западные ценности и стандарты ориентируется всего 2,3%, на традиционно российские — 25%; большинство студентов — 72,7% считают, что не­ обходимо взять все лучшее в стандартах и цен­ ностях российских, советских и западных, но в ос­ нове, по их мнению, должна находиться россий­ ская духовность, а перенимать западный опыт необходимо не автоматически, а учитывая специ­ фику исторического, социально-экономического развития России, ментальность россиян. Сравнительный анализ результатов исследо­ ваний, проведенных в различных регионах России и Мурманской области, показывает, что чем выше образование и духовно-культурный уровень мо­ лодежи, тем, во-первых, они выше ценят тради­ ционно российские ценности; во-вторых, психоло­ гически более готовы к сотрудничеству с запад­ ными странами. Интересную информацию о нравственных цен­ ностях юных мурманчан дает анализ написанных ими сочинений-миниатюр и ответов на различные задания — тестов. Оказалось, что тяжелое эконо­ мическое положение населения заполярной столи­ цы, переоценка ценностей, которая происходит в обществе, не затронули детские души, и они на эмоциональном уровне, подсознательно отдают предпочтение духовным ценностям. Так, одно из заданий, которое получили млад­ шие школьники ряда школ города Мурманска, было следующее: «П редставь себе сказочную ситуацию. Ты волшебник. Но запас твоего вол­ шебства невелик: ты можешь выполнить только три желания. Что бы ты пожелал?». Во всех сочинениях дети пожелали добра не только себе, но и родственникам, друзьям, мур­ манчанам, а часто всем людям на Земле. Не забыли они и «братьев наших меньших», и ранимую при­ роду Севера. Вот отрывки из некоторых ответов (задание было анонимным): «Во-первых, я сделала бы так, чтобы всем лю­ дям стало хорошо, чтобы все стали богатыми. Что­ бы никто не ссорился. Второе мое желание — что бы все дружили, и у всех были друзья в разных странах и чтобы всем было хорошо. А третье мое желание — чтобы все были умными, грамотными и не обязательно красивыми ...» «Если бы я была волшебницей, то первым моим желанием было бы сделать так, чтобы в мире не было беспризорных животных. Я сделала бы для них приюты, где их никто не будет обижать. Вто­ рое мое желание — это кругосветное путешествие. Я побывала бы в Египте, Греции, Италии, а потом в Дисней-Ленде. Я хотела бы побывать в самых заповедных уголках Земли. Третье мое желание было бы исполнить очень трудно, но я поста­ ралась бы дать всем людям счастье и здоровье. Волшебников нет, но может это и к лучшему. Ина­ че все волшебники начали бы исполнять свои же­ лания, а желания ведь могут быть разные. Я счи­ таю , что волшебник должен быть только д об ­ рым». «Первое мое желание я потратил бы на то, что­ бы у всех бездомных детей появился хороший дом. Второе мое желание хочется использовать так, чтобы все бедные стали богатыми. Потом обеспе­ чила бы едой и питьем всех бездомных животных: собак и кошек и дала бы поесть голубям и воробь­ ям в долгую холодную зиму. Вообще с животными все было бы в порядке. А свое третье желание я бы потратила на школу. Чтобы не было двоечни­ ков, а все были бы отличниками, а на дворе было бы только лето. Ну, а если бы было четвертое, пя­ тое и шестое желания, я бы дала себе и своим друзьям денег, свою бабушку излечила бы от аст­ мы, купила бы себе дом и завела бы штук десять породистых собак». Было бы ошибкой из этих искренних, эмоци­ ональных детских рассуждений делать серьезные выводы об иерархии их ценностей. Надо помнить, что для детей младшего школь­ ного возраста, во-первых, взрослые, особенно хорошие учителя, — непререкаемый авторитет. А они, действительно, учат детей только хорошему. Во-вторых, ценности детей очень непостоянны. Они быстро меняются под воздействием множе­ ства объективных и субъективных факторов. Важ­ но понять другое. Детские души — благодатная почва для добра, милосердия, сострадания. Они поддаются в процессе продуманной целенаправ­ ленной воспитательной деятельности формирова­ нию духовных ценностей. Проблему «ориентация школьников и молоде­ жи на духовно-культурные ценности» усугубляет отсутствие в обществе современной общепризнан­ ной и объединяющей всех граждан идеологии, отражающей в совокупности общечеловеческие, национальные, государственные, региональные особенности, ментальность россиян. «Общество без идеологии, — считает социолог И. В. Бестужев-Лада, — страшное общество. Это общество, когда по Достоевскому “все дозволе­ но”, когда повальное воровство всеми и всегда, сверху донизу; когда самая циничная и вздорная ложь произносится как нечто само собой разуме­ ющееся везде и всюду, в том числе с самых высоких государственных трибун (с последующими скан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz