Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности // Наука и образование. – 2000. – № 1. – С. 39-44.
В. В. Дранишников. ОРИЕНТА|_1ИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ UEHHOCTM 41 Е. В. Бондаревская акцентирует свое внимание на гармонизации общенациональных и общечело веческих ценностей, в основе которой, по ее мне нию, должен лежать культурологический подход: «Особый пласт духовности гражданина, — пишет она, — составляют общенациональные ценности. В России как многонациональном государстве это вопрос очень деликатный, тонкий, требующий учета многих факторов межэтнического взаимо действия. В то же время нельзя не отметить запу щенность воспитания в сфере н ацион ального самосознания российского менталитета, россий ского духа» [3, с. 31]. Н. Е. Щуркова, выдвигая идею социокульту - рологического подхода в воспитании, определяя воспитание ребенка «как восхождение его вместе с педагогом к культуре», вводит понятие «достой ная жизнь». «Три принципа, — считает она, — лежат в основании жизни достойного человека... Первое основание жизни отражено в категории Добра. Она (эта категория) охватывает все, что является благом для “другого человека” . .. Вторым основанием жизни достойного человека является Истина: все, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских жела ний... Третье основание жизни, достойной чело века, — Красота. Определим ее как все то, что представляет собой гармоническое сочетание фор мы и содержания в уникальном варианте. Красота всегда в единственном числе. Для красоты не нуж ны “тысячи роз” — достаточно одной ...» [4, с. 12]. Ряд исследователей, подчеркивая роль духов ной культуры в формировании личности школь ников, даю т следующее определение понятия «воспитание»: «Воспитание — это питание чело века всеми достижениями человеческой куль туры...». Раскрывая сущность такого подхода, они пишут: «Духовные и материальные ценности, со зданные за всю историю человечества, в основе своей следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности. Передача эта не соверш ается прямым путем. Ценности “присваиваются” в ходе духовных усилий самой личности. Они, эти усилия, должны быть направ лены, организованы , облегчены и методически разработаны — все это и следует сделать школе и педагогам, как, впрочем, и семье, которая завела детей и обязана выращивать личность, человека, индивидуальность, субъект» [4, с. 8]. По мнению ряда исследователей (Г. П. Выжлев- цева, В. Н. Даниленко, В. Н. Сагатовского) ве личайшая трагедия нашего общества состоит в стрем лении следовать идеалам, не имеющим под собой естественной почвы. В недавнем прошлом — это абстрактный идеал вненационального коммунис тического человека вообще, теперь — столь же абстрактная абсолютизация общечеловеческих ценностей или вульгарная «конкретизация» идеа ла в рекламных штампах массовой культуры. «Ви ной» этой трагедии является принципиальная про тиворечивость и недовоплощенность духовных основ русской культуры. К середине 90-х годов произошли коренные из менения жизненных ценностей и идеалов, которы ми руководствуются россияне. Сегодня главными ценностями являются сугубо личные, связанные с микроклиматом человека — это здоровье, семья, жилище, материальная обеспеченность. В то же время снизилось значение таких ценностей, как творческая деятельность, искусство, работа, об щественная активность и признание. Эту общероссийскую тенденцию подтвержда ют и исследования ученых МГПИ. Так, среди уча щихся школ, ПТУ, техникумов в возрасте 14— 18 лет большинство опрошенных на первое место ста вят материальный комфорт (47%). Только 10% вы пускников верят в науку и разум, только 8,2% стар шеклассников относятся к труду как к значимой ценности, немногие молодые люди признают хрис тианские ценности (всего 6%) и, наконец, самое печальное — на последнем 14-м месте в ряду жиз ненных ценностей оказался патриотизм [12, с. 32]. Студентам 3—4-х курсов МГПИ (историко-фи лологический факультет) было предложено со ставить иерархию своих жизненных ценностей из следующего ряда: образование, власть, здоровье, любовь, общественное признание, материальная обеспеченность, любимая работа, дружба, рели гия, семья, искусство, демократия. Наиболее значимыми жизненными ценностями для студентов оказались: здоровье — 60,5%; лю бовь — 14,6%; семья — 12,1%; дружба — 7,3%; власть — 4,8%. Ни один студент на первое место не поставил такие жизненные ценности как образование, об щественное признание, материальная обеспечен ность, любимая работа, религия, искусство, демо кратия. Для выявления иерархии нравственных цен ностей студентов им был предложен следующий ряд качеств личности, который они должны были выстроить в порядке значимости: смелость, эго центризм, ответственность, предприимчивость, честность, прагматизм , доброта, патриотизм , деликатность, альтруизм, самообладание, опти мизм, интеллигентность, убежденность, мило сердие, целеустремленность. «Разброс» мнений студентов оказался очень широким. Но наиболее значимыми для них оказались следующие нрав ственные качества личности: честность — 21,9%; доброта — 17%; ответственность — 12,1%. Патриотизм является ценностью лишь для 4,8%, а альтруизм — для 2,4% студентов. С другой стороны , студенты не считают значимой цен ностью прагматизм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz