Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-нравственные ценности // Наука и образование. – 2000. – № 1. – С. 39-44.
40 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ сом познания окружающего мира, и удовлетво рение от вы п олн енно го дол га ; н ак а зан и е — угрызения совести и чувство вины [ 13, с. 149]. Д. С. Лихачев делает попытку раскрыть сущ ность понятия «духовность» через ее антипод— «без духовность»: «Это падение роли духовной куль туры, отсутствие интереса к высшим ступеням куль туры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности» [9]. Проблема ценностей вышла на первый план еще в 60—80-х годах XIX века в связи с надвигав шимся мировым кризисом рубежа веков, о кото ром И. А. Ильин пророчески говорил: «Мы, люди современной эпохи, не должны и не смеем пре даваться иллюзии: кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйственный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бы тия; он ставит нас перед последними вопросами... Ибо бедствия нашего времени велики; и опасность можно будет преодолеть только тогда, если за хвачена последняя глубина человеческой души» [7, с. 402]. Безусловно, духовные ценности — понятие историческое, классово-сословное, отражающее о с о б ен н о с ти р а з в и т и я и сп ециф ику н а ц и о нальных, религиозных, психологических особен ностей тех или иных народов, в целом своеобразие их культуры. Сегодня к проблеме духовно-культурных цен ностей обращено внимание многих современных философов, социологов, психологов, педагогов: A. Г. Асмолова, И. В. Бестужева-Лады, В. С. Биб- лера, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской , Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ю. В. Громы ко, Г. П. Выжлевцева, В. Н. Даниленко, В. А. Кара- ковского, С. В. Мягченкова, А. Д. Солдатенкова, B. Н. Сагатовского, Н. Е. Щурковой и многих других. Большой энциклопедический словарь так дает понятие цености: «ценность — это положительная или отрицательная значимость объектов окружа ющего мира для человека, группы, общества в це лом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей; критерий и способы оценки этой значимости, вы раженные в нравственных принципах и нормах, установках , целях. Р азличаю т м атериальны е, общественно-политические и духовные ценности» [2, с. 1330]. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Как правило, для ценностей личностных характер на высокая осознанность; они отражаются в созна нии в виде ценностных ориентаций и служат важ ным фактором социальной регуляции взаимоот ношений людей и поведения индивида. Ценностные отношения людей по мнению Г. П. Выжлевцева характеризуются следующими чертами: «Во-первых, они являются для людей не внеш ними и принудительными, а ненасильственными, выбранными самостоятельно. Во-вторых, подлинные ценности, например, любовь, совесть, мужество, нельзя отобрать силой как власть или богатство. Можно захватить носи теля ценности, например, знамя, но с трофейным знаменем в атаку не ходят, а нацепив генеральские погоны, полководцем не станешь. Материальный носитель ценности есть лишь ее признак, оторван ный от своей ценностной основы, он теряет свою социальную значимость и волшебную силу. В-третьих, ценности, т. е. наличие или отсут ствие отношений ценностного уровня, логически или научно доказать невозможно. Для того, кто честен или любит, есть честь и любовь, а для бес честного и того, кто никогда не любил, любовь и честь, естественно, химеры» [5, с. 25]. Н. Е. Щ уркова называет факторы , которые способствуют формированию у школьников цен ностных отношений: «.. .развернувшийся на глазах у школьника цен ностный выбор “духовное—материальное” , “вы сокое—низкое”, когда взрослые стоят перед такой альтернативой и избирают безусловно добро, ис тину и красоту во всех проявлениях — вопреки злу, лжи, уродству... Если в школе приоритет духовного над мате риальным и наивысшей ценности над высшей тра- диционен, то каждый из воспитанников непремен но приобретает опыт ориентации на высшие ду ховные ценности в той или иной мере, в зависимос ти от инди ви д у ал ьны х ж и зн енны х о б с т о я тельств... Вторым фактором формирования ценностных отношений является непосредственное прожи вание детьми этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью ... Третий фактор — осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека как таковой» [4, с. 37]. В. А. Караковский в своих исследованиях отме чает, что воспитание должно строиться на опреде ленной совокупности идеалов, ценностей. По его мнению, системообразующим фактором воспита тельной системы могут стать общечеловеческие ценности: Труд. Знания. Культура. Отечество. Зем ля. Мир [8].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz