Дранишников, В. В. Мурманский государственный педагогический институт : страницы истории / В. В. Дранишников ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : [б. и.], 1999. – 100 с.

Много сделал для становления нового учебного заведения Марк Эммануилович Израэлит - первый и. о. директора института. До этого он работал завучем школы № 10 (ныне гимназия № 2) г. Мурманска. Марк Эммануилович был одним из лучших мурман­ ских преподавателей математики в 30-х годах. Это человек с траги­ ческой судьбой. На него поступил донос о том, что "Израэлит рас­ пространяет антисоветские измышления в форме анекдотов". В апреле 1940 года его сняли с работы под смехотворным предло­ гом. Из приказа № 66 по Мурманскому облоно от 27 апреля 1940 года мы узнаем "вину" М. Э. Израэлита: "...использование служебно­ го положения в корыстных целях, выразившееся в получении от гос- склада по требованию Учительского института 10-ти литров водки для учебных целей и употребление этой водки для себя лично". 5 мая его арестовали. Особым совещанием при НКВД по "контрреволюционной" статье 58-10 УК М. Э. Израэлит был при­ говорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1943 году он трагически погиб в лагерях Коми АССР, посмертно реабилитирован лишь в 1989 году. В том же году сын М. Э. Израэлита Г. М. Брянцев написал рек­ тору МГПИ Э. К. Лявданскому: "...Выражаю искреннюю благодар­ ность Вам и в Вашем лице коллективу института за выраженное мне сочувствие преждевременной утратой отца, необоснованно репрес­ сированного 5.05.40 г., ставшего жертвой сталинских репрессий и реабилитированного 25.01.89 г. Израэлит Марк Эммануилович искренне любил математику и педагогическую работу. С введением персональных званий в сис­ теме Наркомпроса РСФСР ему уже в 1937 году было присвоено пер­ сональное звание "Учитель средней школы", что равнозначно в наше время званию "Заслуженный учитель Российской Федерации". Являясь организатором Мурманского учительского института и его первым, хотя и временно исполняющим обязанности, директо­ ром, т. е. по день его ареста, он все свои силы и знания отдавал под­ готовке будущих учительских кадров, развитию педагогической науки. В лице Израэлита Э. М. не только я потерял отца, но и педаго­ гическая наука понесла определенную утрату - как и наука в целом, в рядах которой были необоснованно уничтожены многие сотни, если не тысячи как уже известных крупных ученых, так и начинаю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz