Дранишников, В. В. Мурманский государственный педагогический институт : страницы истории / В. В. Дранишников ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : [б. и.], 1999. – 100 с.

и всегда не менее 200 студентов ждало нас. Надо сказать, что во многих вузах России заочное отделение рассматривают как своего рода испытательный полигон. К примеру, чтобы обкатать учебный план, все его "за" и "против", открывают прием по той или иной спе­ циальности сначала на заочном отделении, а потом уже - на очном. Причина, видимо, здесь в том, что обучение на заочном отделении для государства обходится в 3-5 раз дешевле, а если учесть в эконо­ мической эффективности заочного образования отдачу от трудовой деятельности заочника, то такое обучение для государства практиче­ ски бесплатно. Несколько неожиданное для меня предложение В. В. Драниш- никова написать пару слов о заочном отделении вызвало во мне мас­ су мыслей, впечатлений, воспоминаний. Кто учил и как, я схематич­ но нарисовал. Но ведь мы, преподаватели, созданы для студентов: кто же учился у нас? В 1985 году окончил исторический факультет Виктор Василье­ вич Марухно. В шестнадцать лет, холодным сентябрем 1953 года, после окончания Азовского строительного ремесленного училища по профессии бондаря, прибыл он в Мурманск. В Москве для выпу­ скников РУ, отъезжающих в далекий Кольский край и другие места, был устроен прием в ЦК комсомола. Первый секретарь ЦК комсомо­ ла А. Н. Шелепин лично каждому вручил теплую стеганую фуфайку, шапку-ушанку, рукавицы и валенки. Так, во всяком случае, расска­ зывал мне Виктор Васильевич. Шли годы, Виктор мужал, мудрел. Окончил два техникума: строительный и физкультурный. Хороший спортсмен стал неплохим организатором, некоторое время был ди­ ректором Дворца спорта в г. Мурманске. Но, как он сам признался, всегда тянуло к детям. Возможно, это следствие его фактической беспризорности в военные и послевоенные годы, когда почти каж­ дый более сильный и наглый мог оскорбить, обидеть меньшого. Да и возраст подростка кидает в разные стороны, без мудрой руки и слова старших не обойтись. И перешел Виктор Васильевич на преподава­ тельскую работу, а знаний маловато. Тогда, уже зрелым человеком, он поступает в наш институт и более чем успешно оканчивает, при­ ятно удивляя преподавателей знаниями. "Седины позорить не хочет­ ся", - отшучивался он, оправдывая свою старательность. Уехал Вик­ 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz