Дранишников, В. В. Мурманский государственный педагогический институт : страницы истории / В. В. Дранишников ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : [б. и.], 1999. – 100 с.

ной техники оказывали военные, родители студентов. Весь этот "лом" разбирался на детали, которые и использовались в работе. Средствами стимулирования студентов были оформление их работ в качестве курсовых и дипломных, представление докладов на ежегодных научных конференциях, участие в различных выстав­ ках и конкурсах. Основным критерием при оценке работ была сте­ пень их новизны. Общий уровень разработок был достаточно высок. Подтверждением этому может служить тот факт, что за экспонаты, представленные на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяй­ ства) в экспозиции Мурманской области, нами было получено сразу 6 дипломов. Дипломы и премии, безусловно, играли какую-то роль в при­ влечении студентов к работе в КБ. Однако главное было в другом. Это сам процесс работы, атмосфера творчества, неформального об­ щения, взаимопомощи (то, что называется педагогикой сотрудниче­ ства), умение работать не только головой, но и руками, практическая значимость результатов. Это была определенная свобода и возмож­ ность самовыражения в рамках той жестко регламентированной сис­ темы воспитания, которая тогда существовала. СКБ просуществовало до 1985 г., т. е. 11 лет. Все эти годы ру­ ководителем его был автор этих строк. В работе его принимали уча­ стие преподаватели Войтонис В. В., Долинин В. А., инженер кафед­ ры Воробьев И. С., учебные мастера и лаборанты. Перечень всех членов КБ занял бы много места, вот некоторые из них: Горохов С., Попов М., Цейтлин Л., Цимлякова Г., Гавриленко А., Сатанин В., Масленников И., Рындина Т., Скороходов И., Ширяев В., Соев П., Арефьев С., Кухто Г., Федоров Е., Имшеницкий В., Юдкин А. Мно­ гие из них работали не только учителями физики, но и руководите­ лями кружков, инженерами на ВЦ и в КБ, получили второе высшее образование, стали бизнесменами, руководителями. Они прошли школу творчества, приобрели навыки решения нестандартных задач, позволяющие им сравнительно легко адаптироваться в различных условиях. За последние 10 лет шкала приоритетов и ценностей в нашем обществе претерпела коренные изменения. Очередная революция произошла и в нашем образовании. Технократические тенденции 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz