Дранишников, В. В. Мурманский государственный педагогический институт : страницы истории / В. В. Дранишников ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : [б. и.], 1999. – 100 с.

Институт с первых же дней произвел впечатление очень серь­ езного и хорошо организованного учебного заведения. Спокойная, деловая обстановка, никакой суеты и неразберихи. Студенты в большинстве серьезные, солидные люди. Это первое впечатление, но и в дальнейшем оно не изменилось. Центром не только "геогра­ фическим", но более всего культурным был зал. Он не был перего­ рожен. Море света заливало его - окна были с двух сторон. Всегда ослепительным блеском сиял паркет. Рояль. Аппаратура для проиг­ рывания пластинок. Красивые стулья вдоль стен. На переменах почти все скапливались в зале. Здесь и деловые встречи (например, секретаря комсомольской организации института с комсоргами групп), игры, шутки, баян Вали Анисимова - известно­ го в то время молодого баяниста, свидания... Но главная роль зала - вечерами. Танцы, встречи с интересны­ ми людьми, общеинститутские собрания... В первые послевоенные годы в институт пришло много юношей, прошедших войну, - это уже солидные, бывалые ребята, отсюда и мое первое впечатление при знакомстве с институтом. В нашей группе 1-го физмата, куда я была зачислена, тоже бы­ ли такие ребята. Надо было видеть, как они серьезно относились к учебе. За время войны они, во-первых, многое забыли, а во-вторых, просто изголодались по знаниям. Тем, кто пришел в институт прямо со школьной скамьи, после школьных строгостей, хотелось рассла­ биться - ведь не было ежедневных опросов, оценок и дневников, но пример бывших фронтовиков не позволял этого делать. В нашей группе это были: Никульчиков Борис, Нечаев Всево­ лод, Попов Михаил, Родин Анатолий, Свешников Александр, Чекушкин Василий. Девушек тоже было много серьезных, стара­ тельных. Группа была дружная, очень была развита взаимопомощь - чаще девушки помогали парням наверстать, вспомнить то, что забы­ ли за годы войны. Некоторые "пары взаимопомощи" так и остались на всю жизнь прочными и счастливыми парами: Никульчиков Борис - Хохлова Мария, Родин Анатолий - Родина Валентина, Анисимов Валентин - Анисимова Людмила, Чекушкин Василий - Губко Нина. Заниматься приходилось много, расписание было очень на­ пряженным, 4 пары ежедневно - это было правилом. Студенты роп­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz