Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.

пальных образовательных учреждениях». В Законе также говорится о за­ щите «системой образования национальных культур и религиозных тради­ ций в условиях многонационального государства» [2]. Не только религиозные деятели, но и ученые, педагогическая об­ щественность, ряд родителей считают, что в нашем государстве не все сделано для того, чтобы свобода совести осуществлялась в полной мере. «Я законопослушный человек, - пишет Н.Д. Никандров, действительный член РАО, - вместе с тем у меня вызывает сомнение то толкование Кон­ ституции, по которому из светскости нашего государства выводятся огра­ ничения на религиозное воспитание в общеобразовательной школе, в дру­ гих государственных учебных заведениях.» [12] В ст. 28 Конституции России, провозглашающей свободу совести в нашей стране, говорится: «Каждому гарантируется свобода совести, сво­ бода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, сво­ бодно выбирать, иметь или распространять религиозные или иные убеж­ дения и действовать соответственно с ними» [1, с. 10]. Правда, в ст. 29 есть справедливое ограничение. Речь идет о запрете на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства. Анализ статей Конституции свидетельствует о том, что основной за­ кон страны не запрещает давать детям религиозное образование и воспи­ тание. Другое дело, в какой мере эти потенциальные правовые возможно­ сти использует государство в своей образовательной политике. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что Библия - самая муд­ рая, самая читаемая книга. «Она издается более чем на 1 800 (!) языках, причем одних только новоевропейских переводов насчитывается сотни ва­ риантов. Многомиллионные тиражи ее с трудом поддаются учету. Ее пуб­ ликуют в виде фолиантов, буклетов, в карманной форме, в сериях брошюр и томов, с комментариями и без. Есть “брайлерские” Библии для слепых, сокращенные, детские, иллюстрированные, записанные на пластинках, кассетах, ЭВМ. Уже около 200 лет работают добровольные Библейские общества, печатающие и распространяющие текст Писания. Такие общест­ ва были и в России в XIX веке.» [11, с. 131-141] Вся духовная российская элита X IX - нач. XX вв. испытала на себе благотворное влияние этой великой книги. Действительно, школьники без знания Библии не смогут постигнуть глубину и философскую сущность произведений Шекспира и Пушкина, Гете и Толстого, Рублева и Рафаэля, Моцарта и Рахманинова... Без знания событий библейской истории сюжеты, запечатленные на полотнах А. Ива­ нова, И. Крамского, И. Айвазовского, М. Врубеля, В. Васнецова, В. Сури­ кова, В. Поленова, становятся для детей непонятными головоломками. Библия обогатила русский язык многими крылатыми выражениями, которыми пользовались и “работники идеологического фронта” . К ним относились учителя, да и все население, не задумываясь, откуда пришли 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz