Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.
пальных образовательных учреждениях». В Законе также говорится о за щите «системой образования национальных культур и религиозных тради ций в условиях многонационального государства» [2]. Не только религиозные деятели, но и ученые, педагогическая об щественность, ряд родителей считают, что в нашем государстве не все сделано для того, чтобы свобода совести осуществлялась в полной мере. «Я законопослушный человек, - пишет Н.Д. Никандров, действительный член РАО, - вместе с тем у меня вызывает сомнение то толкование Кон ституции, по которому из светскости нашего государства выводятся огра ничения на религиозное воспитание в общеобразовательной школе, в дру гих государственных учебных заведениях.» [12] В ст. 28 Конституции России, провозглашающей свободу совести в нашей стране, говорится: «Каждому гарантируется свобода совести, сво бода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, сво бодно выбирать, иметь или распространять религиозные или иные убеж дения и действовать соответственно с ними» [1, с. 10]. Правда, в ст. 29 есть справедливое ограничение. Речь идет о запрете на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства. Анализ статей Конституции свидетельствует о том, что основной за кон страны не запрещает давать детям религиозное образование и воспи тание. Другое дело, в какой мере эти потенциальные правовые возможно сти использует государство в своей образовательной политике. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что Библия - самая муд рая, самая читаемая книга. «Она издается более чем на 1 800 (!) языках, причем одних только новоевропейских переводов насчитывается сотни ва риантов. Многомиллионные тиражи ее с трудом поддаются учету. Ее пуб ликуют в виде фолиантов, буклетов, в карманной форме, в сериях брошюр и томов, с комментариями и без. Есть “брайлерские” Библии для слепых, сокращенные, детские, иллюстрированные, записанные на пластинках, кассетах, ЭВМ. Уже около 200 лет работают добровольные Библейские общества, печатающие и распространяющие текст Писания. Такие общест ва были и в России в XIX веке.» [11, с. 131-141] Вся духовная российская элита X IX - нач. XX вв. испытала на себе благотворное влияние этой великой книги. Действительно, школьники без знания Библии не смогут постигнуть глубину и философскую сущность произведений Шекспира и Пушкина, Гете и Толстого, Рублева и Рафаэля, Моцарта и Рахманинова... Без знания событий библейской истории сюжеты, запечатленные на полотнах А. Ива нова, И. Крамского, И. Айвазовского, М. Врубеля, В. Васнецова, В. Сури кова, В. Поленова, становятся для детей непонятными головоломками. Библия обогатила русский язык многими крылатыми выражениями, которыми пользовались и “работники идеологического фронта” . К ним относились учителя, да и все население, не задумываясь, откуда пришли 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz