Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.
Следует помнить, что активное насаждение атеизма вызвало духо вный кризис и резкое обращение к мистицизму В свое время формали стический подход в преподаванию религии, зубрежка «Закона Божьего» привели к всеобщему атеизму. Василий Розанов, объясняя заглавие сборника статей «Апокалипсис нашего времени», утверждал, что «в европейском (в том числе и русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства, и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, братст во», что «все проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания». Философ советует не впадать в крайности, верно реализовы вать право на свободу вероисповедания, учитывая плюрализм мнений, взглядов. Эти мысли в полной мере относятся и к сегодняшней российской воскресной школе, в которой преподаются основы христианства («Слово Божье», «Закон Божий»), учатся молитвы, изучается иконопись, духовная поэзия и молитвенные песнопения. При глубоком изучении религии, вос питании истинно верующего человека важен профессиональный подход с точки зрения педагогики и психологии организации этого процесса. Иначе возможна опасность возникновения неприятия религиозного обучения, а значит, отвращения и к самой религии. Протоиерей Борис Ничипоров, размышляя о христианской педа гогике в современной России, отмечает, что многие неудачи последних лет в области религиозного образования были связаны с отсутствием того профессионального реализма, который должен быть у педагога, руководи теля воскресной школы, центра, православной гимназии и высказывает не которые принципы деятельности православного педагога, которые, на наш взгляд, небезынтересны любому работнику системы образования: «1. Принцип открытости. Личная открытость педагога - это пси хологическая способность души к приятию любого человека, с любой ре лигиозной или антирелигиозной установкой. 2. Принцип освоения религиозного и культурно-исторического на следия. Одной из краеугольных парадигм современного христианского мироощущения должна стать категория «родной край». 3. Принцип меры. Любая инновационная педагогика, увеличивая физи ческую, умственную, психическую нагрузку детей и подростков, должна предполагать, как это отразится на психофизическом состоянии детей. 4. Принцип соподчинения духовного, душевного и телесного в структу ре личности.» [13] Рассуждения религиозного педагога нам интересны примером того, как могут взаимообогащать друг друга религиозная и светская педагогики, когда они опираются на общечеловеческие ценности. «Закон Российской Федерации об образовании» в ст. 2 провоз глашает «светский характер образования в государственных, муници
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz