Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.

ле, вопрос общества об отношении школы к религии и о религиозном об­ разовании дискутируется сегодня во многих странах. В Евангелии есть интересный эпизод, показывающий отношение Всевышнего к детям: «Тогда были приведены к Нему дети, чтобы Он воз­ ложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус ска­ зал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея, 19: 13-1). Важно отметить, что все конституции демократических стран со­ держат указания, касающиеся свободы совести и вероисповедания, хотя подходы разные: одни страны только декларируют эти свободы, зачастую не указывая на особые формы ее проявления (Финляндия), другие прямо указывают на право обучения религии как на существенную составную черту этой свободы (Германия). В большинстве европейских государств существует система обяза­ тельного религиозного образования (Бельгия, Дания, Финляндия, Но­ рвегия, Греция, Германия). В государствах с обязательным религиозным обучением для гарантирования свободы совести должны быть выполнены следующие условия: 1) возможность освобождения от уроков религии не­ верующих учеников; 2) создание для неверующих учащихся параллельно­ го религиозно-нейтрального предмета (истории религии, религии мира и т.д.); 3) обеспечение религиозного образования в школе. Другие европейские государства отдают предпочтение факульта­ тивной системе религиозного образования. В образовательной системе России в настоящее время вводится изучение религии на факультативных занятиях. Преподаванием этих курсов занимаются как учителя, прошед­ шие специальную подготовку при институтах усовершенствования учите­ лей, так и церковнослужители. В отечественной педагогике господствует мнение, что при введении занятий по религии необходимо соблюдать чувство меры. «Мы не должны отказаться от атеизма, но мы, конечно, должны совершенно отказаться от идеологизированного изображения религии, при котором религия - это тормоз для подъема нравственности», - так считает большинство участни­ ков “круглого стола” на тему «Нужно ли преподавание истории религии в школе?» [10, с. 19] Надо иметь в виду, что на разных этапах развития человеческого общества и нашего государства церковь играла разную роль, в том числе и реакционную, проявляя воинствующую нетерпимость не только к атеизму в любых его проявлениях, но и к различным религиозным конфессиям. Да и сами служители культа не всегда вели и ведут достойный образ мирской жизни, нарушая нравственные библейские заветы, забывая, что «истинная религиозность определяется не формальной принадлежностью к той или иной конфессии, а уровнем духовности» [16, с. 263]. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz