Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.
школьница поздравила пятиклассниц с праздником Христовой Пасхи Это письмо обсуждалось в классе, причем со всей серьезностью и чувством от ветственности за взгляды и мировоззрение зарубежной подруги. Девочке был послан коллективный ответ: в очень тактичной форме ребята написа ли, что советские пионеры дружат с наукой, опровергающей религию, что у нас есть чудесные праздники, рожденные новым миром, что эти празд ники торжественно отмечаются всем советским народом. В ответ девочка написала теплое письмо, где рассказала о праздновании в их городе 1 Мая». Учителя и дети испытывали глубокое удовлетворение от того, что они выполнили свой интернациональный долг: помогли польским друзьям в формировании научного мировоззрения. Об активности атеистической работы в Мурманской области в пер вой половине 80-х гг. свидетельствуют такие факты: «... в 1982-1983 годах в городах и районах области работало восемь факультетов научного атеиз ма при народных университетах общественно-политических знаний, про водилось сорок девять (!) циклов лекций и кинолекториев, а также начал работу факультет научного атеизма при Университете марксизма- ленинизма» [3, с. 72]. Несмотря на обилие самых различных урочных и внеурочных форм воспитательной работы, побороть интерес к религии у молодежи не удава лось. Даже на страницах областной газеты «Полярная правда» проректор МГПИ по науке J1.C. Колесник самокритично писала: «Главная задача атеистического воспитания состоит в том, чтобы ре лигия не могла воспроизводиться в молодом поколении. А положение, как видим, у нас далеко не благоприятное.» [8] Потребность в религиозном просвещении и воспитании детей осо бенно остро проявилась в период обострения духовного кризиса, выз ванного крушением в нашей стране советских идеологических ценностей. Отсюда стремление найти опору в традиционной системе православных ценностей, которые являются и общечеловеческими, и вневременными. Распад СССР, стимулировавший этот процесс на территории России, совпал по времени с общим глобальным кризисом нашей цивилизации, ба зирующейся только на вере в прогресс и науку индустриально технократической цивилизации. По мнению многих религиозных деятелей, одним из проявлений это го кризиса является новая форма освобождения общественной деятельно сти от церковного влияния, которая отличается от воинствующего атеизма конца XIX века тем, что атакует не веру в Бога, а под лозунгом «Защиты прав человека» ставит под сомнение основополагающие моральные ценно сти нашей культуры, такие как семья, брак, моральная ответственность, долг... А т а к как мировоззрение подрастающих поколений, от деятельности которых зависит будущее, формируется, в первую очередь, в семье и шко 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz