Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.

школьница поздравила пятиклассниц с праздником Христовой Пасхи Это письмо обсуждалось в классе, причем со всей серьезностью и чувством от­ ветственности за взгляды и мировоззрение зарубежной подруги. Девочке был послан коллективный ответ: в очень тактичной форме ребята написа­ ли, что советские пионеры дружат с наукой, опровергающей религию, что у нас есть чудесные праздники, рожденные новым миром, что эти празд­ ники торжественно отмечаются всем советским народом. В ответ девочка написала теплое письмо, где рассказала о праздновании в их городе 1 Мая». Учителя и дети испытывали глубокое удовлетворение от того, что они выполнили свой интернациональный долг: помогли польским друзьям в формировании научного мировоззрения. Об активности атеистической работы в Мурманской области в пер­ вой половине 80-х гг. свидетельствуют такие факты: «... в 1982-1983 годах в городах и районах области работало восемь факультетов научного атеиз­ ма при народных университетах общественно-политических знаний, про­ водилось сорок девять (!) циклов лекций и кинолекториев, а также начал работу факультет научного атеизма при Университете марксизма- ленинизма» [3, с. 72]. Несмотря на обилие самых различных урочных и внеурочных форм воспитательной работы, побороть интерес к религии у молодежи не удава­ лось. Даже на страницах областной газеты «Полярная правда» проректор МГПИ по науке J1.C. Колесник самокритично писала: «Главная задача атеистического воспитания состоит в том, чтобы ре­ лигия не могла воспроизводиться в молодом поколении. А положение, как видим, у нас далеко не благоприятное.» [8] Потребность в религиозном просвещении и воспитании детей осо­ бенно остро проявилась в период обострения духовного кризиса, выз­ ванного крушением в нашей стране советских идеологических ценностей. Отсюда стремление найти опору в традиционной системе православных ценностей, которые являются и общечеловеческими, и вневременными. Распад СССР, стимулировавший этот процесс на территории России, совпал по времени с общим глобальным кризисом нашей цивилизации, ба­ зирующейся только на вере в прогресс и науку индустриально­ технократической цивилизации. По мнению многих религиозных деятелей, одним из проявлений это­ го кризиса является новая форма освобождения общественной деятельно­ сти от церковного влияния, которая отличается от воинствующего атеизма конца XIX века тем, что атакует не веру в Бога, а под лозунгом «Защиты прав человека» ставит под сомнение основополагающие моральные ценно­ сти нашей культуры, такие как семья, брак, моральная ответственность, долг... А т а к как мировоззрение подрастающих поколений, от деятельности которых зависит будущее, формируется, в первую очередь, в семье и шко­ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz