Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.
Главное для автора - опасность, исходящая от религиозной идеоло гии, ее влияние на население страны, в том числе и на молодежь. Поэтому автор предупреждает: «Праздники - часть религиозного комплекса и весь ма действенная, и уже одним этим определяется необходимость их пре одоления. Человек может и не знать как следует содержания, мифологиче ской основы того или иного праздника, но навсегда усвоил, что и как ему положено делать: и кулич не забудет испечь, и сходить к причастию во время» [4, с. 5]. Автору не приходит в голову мысль, что образованный человек име ет право на знание, по крайней мере, той религиозной информации, кото рая имеет культурологическое значение и несет в себе общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Больше всего пугает автора то, что «религиозные праздники хотя и утратили свое былое религиозное значение (это скорее желаемое, чем дей ствительное примечание авторов) являются еще довольно прочной нитью, удерживающей людей в лоне церкви, что отчетливо видно на примере наиболее значительных православных празднеств, таких как Пасха, Рожде ство Христово, Троица, престольных праздников» [4, с. 5]. Но с особой болью автор рассказывает о прямом материальном ущербе, который они наносят народному хозяйству, отдельным людям и учреждениям, т.к. верующие уклоняются от своих производственных обя занностей, «гуляют по нескольку дней сряду в самые ответственные дни в борьбе за урожай». Оказывается, исстари религиозные праздники были связаны с пьян ством. Их называли даже “пьяными праздниками” . И последний довод ав тора: «Как и другие праздники, православные посвящены мифическим персонажам “священной истории”, мифическим событиям, которые весьма далеки от интересов современного человека, от его насущных дел и забот» [4, с. 6]. Книга «Когда звонят колокола» издана в 1988 году. Трудно даже по верить, что совсем недавно такими примитивными аргументами боролись с религией. Но самое главное, что в стране целенаправленно осуществлялся про цесс атеистического воспитания школьников и студентов. Оно было одним из важнейших направлений коммунистического воспитания школьников и молодежи. Учителя во время преподавания на всех предметах занимались антирелигиозной пропагандой, а учебные планы высшей школы включали обязательный предмет «Научный атеизм». Атеистическое воспитание пронизывало не только учебную, но и внеклассную работу. В Музее народного образования Кольского края есть любопытный документ «Отчет о работе Музея интернациональной дружбы школы №14 г. Мурманска за 1974-1975 учебный год». Из него мы узнаем: «Получала школа и не совсем обычные письма. В 1975 году польская 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz