Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.
Опираясь на “теоретическую основу”, которую разрабатывали и раз вивали решения пленумов и съездов КПСС, посвященных вопросам идео логии, в учебном пособии «Педагогика» написано: «Последовательный воинствующий атеизм, вытекая из самой сути коммунистического мировоззрения, представляющий собой систему мате риалистических взглядов, отвергающих веру в бога, в сверхъестественные силы, всякую религию... Надо, чтобы учащиеся знали правду о религии, ее враждебность интересам трудящихся и науке.» [14, с. 137-138] Любопытное определение понятия “научный атеизм” дает словарь «Коммунистическое воспитание»: «Научный атеизм - сознательное, на учно обоснованное отрицание веры в существование сверхъестественных сил, бога, религии в любой форме. Научный атеизм является пос ледовательно партийной отраслью обществознания. Его партийность за ключается, во-первых, в признании коренной противоположности и несо вместимости религиозного и научно-материалистического мировоззрений, во-вторых, в ВОИНСТВУЮЩЕМ характере атеизма, в его последователь ной идейной борьбе против любых религиозных иллюзий; в-третьих, в не допущении идейного примиренчества к религии и ее пережиткам» [9, с. 15-16]. Наступление «воинствующего атеизма» шло по разным направле ниям, в том числе и по пути “девальвации” религиозных праздников, кото рые были и остались поистине массовыми, народными. Идеологи КПСС понимали, что новые советские праздники, несмот ря на огромные усилия государственных, партийных и общественных ор ганизаций, уступали по своему влиянию на умы и сердца людей, в том числе и неверующих. «Что же привлекает в религиозных празднествах, - пытается разобраться в проблеме влияния религиозных праздников на соз нание современных людей А. Белов, - согласитесь, странно, что в наши дни человека могут волновать мифические события, связанные с деяниями различных персонажей библейской истории, легенды, в достоверность ко торых трудно поверить даже тем, кго находится под влиянием религии. Так что же? Красота церковных служб? А они, спору нет, действительно красивы, Быть может, традиции? Однако традиция традиции рознь. Мы бережно храним народные традиции, наиболее ценные и значимые для нас и будущих поколений. Церковные традиции - иного рода. Они поддержи вают давно отжившее, реакционное, давно не нужное людям. Они консер вативны по своему существу.» [4, с. 3^4] В этих рассуждениях нет предмета для серьезного научного разго вора. Каждый человек может быть атеистом или верующим, если есть в стране свобода совести. Конституционное право верующих людей - вы полнять религиозные ритуалы и отмечать свои праздники (им и в голову не придет отменять праздники “красного календаря”). 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz