Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.

В советское время было выпушено огромное количество литературы (научной, научно-популярной, публицистической, сатирической), в кото­ рой разоблачалась “антинародная”, “классовая сущность” религии, ее опасность для советских людей, особенно для молодежи. Назовем наибо­ лее известные и неоднократно переиздаваемые книги, учебники, справоч­ ники, монографии, популярные издания: Ярославский Е. «Библия для ве­ рующих и неверующих», Крывелев И. «Книга о Библии», Токарев С. «Религия в истории народов мира», Белов А. «Когда звонят колокола», книги французского писателя-материалиста Лео Таксиля «Забавная биб­ лия», «Забавное евангелие, или Жизнь Иисуса», Гордиенко Н. «Основы научного атеизма» (учебное пособие для студентов педвузов), справочник «Карманное богословие», красочно иллюстрированный журнал «Атеисти­ ческое чтение» и т.д. В этих изданиях односторонне, с партийных позиций, примитивно и неаргументированно доказывается опасность религии для духовного раз­ вития человека. Вот типичные рассуждения и выводы, характерные для этих книг: «Нет, не может рабовладельческая мораль Библии научить че­ му-либо хорошему трудящегося человека, сознающего свое классовое и человеческое достоинство. В нашу эпоху только то, что способствует по­ строению коммунистического общества, является нравственным и соот­ ветствует понятию добра. Но, конечно, ни Библия, ни какая бы то ни было другая религиозная “книга не может научить бороться людей за комму­ низм”» [7, с. 359]. Обычно даже в монографиях, посвященных проблемам религии, преуменьшалась ее роль, желаемое выдавалось за действительное. Так, С.А. Токарев в монографии «Религия в истории народов мира» пишет: «Можно сказать, что именно со второй половины XIX века началось ре­ шительное наступление свободомыслия и неуклонное падение авторитета церкви, по крайней мере в европейских странах... Особенно заметно происходит это в социалистических странах, где церковь сразу и безвозвратно потеряла даже остатки своего прежнего влиятельного положения в сфере экономической и политической жизни. И это, в свою очередь, приводит к дальнейшему падению авторитета религи­ озной идеологии в сознании народных масс» [20, с. 546], Несмотря на провозглашенную в Конституции страны свободу со­ вести, люди преследовались за религиозные взгляды. Сегодня с трудом ве­ рится, что в доперестроечное время христианский крест преследовался на­ ряду с фашистской свастикой. Верующий студент мог быть исключен из педагогического института, т.к. у него ненаучное мировоззрение, поэтому он не имел права обучать и воспитывать детей, поскольку учитель в СССР - “рядовой идеологического фронта” . За православный обряд - кре­ щение ребенка - мать-учительница увольнялась с работы Перечень таких диких фактов можно продолжить. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz