Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.
озном воспитании» и другие, которые издавались огромными тиражами Вторая пятилетка была названа «безбожной пятилеткой». По за мыслам воинствующих атеистов, объединившихся в «Союз воинствующих безбожников» (его возглавил Е.М. Емельянов) в 1935 г., должна быть раз рушена последняя церковь, а в конце пятилетки слово “Бог” перестанет существовать... Документы, рассказывающие о развитии народного образования на Кольской земле, свидетельствуют о том, как успешно воспитывали боль шевики подрастающие поколения «в духе непримиримости к религиозным пережиткам и деятелям православной церкви». Так, в 1921 г. молодые учи теля Кольской школы выступили с почином «объявить бойкот религиоз ным праздникам». Они заявили, что пасхальные дни 4, 5 и 6 мая будут обычными учебными днями. Особенно активно насаждалась классовая пролетарская идеология, которая нетерпимо относилась к религиозному мировоззрению в процессе ликвидации неграмотности. «Жители Колы и других сел, - читаем мы в книге И.Ф. Ушакова и С.Н, Дащинского «Кола», - решительно выступили против темноты и не вежества, против попов, которые еще звонили в колокола Благовещенского собора, произносили проповеди в Троицкой церкви, собирали паству в ча совне Спаса Милостивого и Трифона Печенгского чудотворца. 25 ноября 1931 года колхозники из колхоза «Пробуждение» на об щем собрании приняли решение добиваться закрытия местной церкви. Их поддержали делегаты районной конференции ВЛКСМ, окружной Совет союза воинствующих безбожников. Но церковь закрыть не удалось.» [21, с. 130] Зная историю неравной борьбы советской власти с религией, вспом нив только одну ленинскую мысль о том, что «чем больше попов мы пове сим, тем лучше», можно представить, сколько сил стоило верующим от стоять свой приход и понять, чем они рисковали. Столица Кольского края была в авангарде борьбы с “пережитком прошлого” - религией. Церковь в Мурманске закрыли уже в 1924 г. Это было требование молодежи. Накануне ее закрытия комсомольцы города провели бурное собрание, на котором решили, что с богом им не по пути. Так, Мурманск стал единственным в стране губернским центром без церкви. Русский социолог П. Сорокин, анализируя религиозную жизнь Рос сии в 20 -30-е гг., предсказывал неизбежный крах политики воин ствующего атеизма. От отмечал, что в результате преследований вместо падения религиозности будет происходить ее подъем, «вместо смерти ре лигии и церкви - их оживление и воскресение» [18, с. 180]. Об этом же говорил А. Солженицын, отмечая, что яростное пресле дование религии со стороны государственного атеизма оказалось «слабее тысячелетней народной веры» [17, с. 180]. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz