Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.

озном воспитании» и другие, которые издавались огромными тиражами Вторая пятилетка была названа «безбожной пятилеткой». По за­ мыслам воинствующих атеистов, объединившихся в «Союз воинствующих безбожников» (его возглавил Е.М. Емельянов) в 1935 г., должна быть раз­ рушена последняя церковь, а в конце пятилетки слово “Бог” перестанет существовать... Документы, рассказывающие о развитии народного образования на Кольской земле, свидетельствуют о том, как успешно воспитывали боль­ шевики подрастающие поколения «в духе непримиримости к религиозным пережиткам и деятелям православной церкви». Так, в 1921 г. молодые учи­ теля Кольской школы выступили с почином «объявить бойкот религиоз­ ным праздникам». Они заявили, что пасхальные дни 4, 5 и 6 мая будут обычными учебными днями. Особенно активно насаждалась классовая пролетарская идеология, которая нетерпимо относилась к религиозному мировоззрению в процессе ликвидации неграмотности. «Жители Колы и других сел, - читаем мы в книге И.Ф. Ушакова и С.Н, Дащинского «Кола», - решительно выступили против темноты и не­ вежества, против попов, которые еще звонили в колокола Благовещенского собора, произносили проповеди в Троицкой церкви, собирали паству в ча­ совне Спаса Милостивого и Трифона Печенгского чудотворца. 25 ноября 1931 года колхозники из колхоза «Пробуждение» на об­ щем собрании приняли решение добиваться закрытия местной церкви. Их поддержали делегаты районной конференции ВЛКСМ, окружной Совет союза воинствующих безбожников. Но церковь закрыть не удалось.» [21, с. 130] Зная историю неравной борьбы советской власти с религией, вспом­ нив только одну ленинскую мысль о том, что «чем больше попов мы пове­ сим, тем лучше», можно представить, сколько сил стоило верующим от­ стоять свой приход и понять, чем они рисковали. Столица Кольского края была в авангарде борьбы с “пережитком прошлого” - религией. Церковь в Мурманске закрыли уже в 1924 г. Это было требование молодежи. Накануне ее закрытия комсомольцы города провели бурное собрание, на котором решили, что с богом им не по пути. Так, Мурманск стал единственным в стране губернским центром без церкви. Русский социолог П. Сорокин, анализируя религиозную жизнь Рос­ сии в 20 -30-е гг., предсказывал неизбежный крах политики воин­ ствующего атеизма. От отмечал, что в результате преследований вместо падения религиозности будет происходить ее подъем, «вместо смерти ре­ лигии и церкви - их оживление и воскресение» [18, с. 180]. Об этом же говорил А. Солженицын, отмечая, что яростное пресле­ дование религии со стороны государственного атеизма оказалось «слабее тысячелетней народной веры» [17, с. 180]. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz