Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.

какой совсем недавно воинствующие атеисты относились к религии. На­ пример, религиозный педагог В.В. Зеньковский утверждает: «Чистый ате­ изм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой актив­ ной силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда успевает в этом» [6, с. 11]. Суждение В.В. Зеньковского напоминает по своей идеологической непримиримости убеждения советских идеологических работников о том, что безнравственность лучше, чем религиозная нравственность, так как последняя «лжива и двулична». Думается, что давно пора прийти к пони­ манию: наука и религия - две ветви духовной культуры, которые обречены на существование самой логикой развития человеческого общества. Вели­ кий русский педагог К.Д. Ушинский еще в 1882 г. писал: «Духовное разви­ тие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще не со­ вершается одной школой, но несколькими, великими воспитателями: природой, жизнью, наукой и религией» [22, с. 251]. Мы разделяем точку зрения А. Сурожского: «Отрыв культуры от ре­ лигии в значительной степени является результатом того, что религия, или, верней, люди, которые исповедутот ту или другую религию, часто христи­ анскую веру, сузили свое видение вещей. В сущности, наше отношение ко всему историческому, культурному, научному процессу должно быть то же самое, что Божие отношение, то есть вдумчивое, любовное отношение» [19, с. 79]. «Религия, - считает известный ученый И. Шафаревич, - для чело­ вечества - это какой-то дар страшной силы, данный людям в руки, но без указаний, что они должны с этой силой делать, и это может приводить к самым неожиданным последствиям. Это как огонь: может дом согреть, но может его и спалить... Но как бы люди не обращались с религией, без нее они, по-видимому, не могут существовать, это единственный путь, на ко­ тором они могут делать свою жизнь осмысленной.» [23, с. 202] Одна из актуальных задач гуманистической педагогики - научить детей пользоваться этим даром, ради себя, своих близких, своего Оте­ чества, ради всех людей планеты Земля. Из сказанного выше можно сделать следующие выводы: - сегодняшнее общество по-новому осмысливает и оценивает роль ре­ лигии в духовной жизни людей: в целом, государство гарантирует россиянам свободу совести; работники системы образования все шире используют педагогиче­ ские возможности религии (чаще православия, ислама, буддизма, иудаизма) в нравственном и эмоциональном развитии детей; - важной задачей школы является воспитание уважения и терпимости к религиозной форме выражения веры; ~ школа должна предостерегать детей от опасного влияния на их пси­ хическое и физическое здоровье авторитарных, человеконенавист­ 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz