Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.
носились учителя, да и все население, не задумываясь, откуда пришли эти мудрые мысли. Назовем лишь некоторые, не раскрывая их хрестоматийного смысла: “глас вопиющего в пустыне”, “не хлебом единым жив человек” (правда, без концовки этой фразы: “ ... но и всяким словом, исходящим из уст Божи- их”), “слуга двух господ”, “не мечите бисера перед свиньями”, “не взирая на лица”, “беречь, как зеницу ока”, “блудный сын”, “бросать слова на ве тер", “взявший меч от меча и погибнет”, "власть предержащие”, “заблуд шая овца” , “запретный плод”, “зарыть талант в землю”, “злачное место”, “злоба дня” , “змей искуситель”, “знамение времени”, “камень преткнове ния", “камня на камне не оставить”, “козел отпущения”, “колосс на глиня ных ногах”, “ корень зла", "кость от кости, плоть от плоти”, “краеугольный камень”, “кто посеет ветер, тот пожнет бурю”, “манна небесная”, "мер зость запустения”, “не ведают что творят”, “не от мира сего” , “не судите, да не судимы будете”, “нищие духом”, “обетованная земля”, “око за око, зуб за зуб”, “от лукавого”, “построить дом на песке”, “притча во языцех”, “райские кущи”, “святая святых”, “Соломоново решение”, “соль земли”, “'суета сует”, “сучок в глазу другого”, “тайное стало явным”, “упасть на добрую почву”, “Фома неверный”, “хлеб насущный” и многие другие. Десять заповедей, которые неоднократно упоминаются в Библии, но в целостном виде даны во Второзаконии, являются не столько рели гиозными, сколько общечеловеческими ценностями. Напомним лишь те из них, которые не касаются прямо религии: «Почитай отца твоего и матерь твою... Не убий. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближне го твоего». Интересно, что изначально идеи социализма и коммунизма не вклю чали безбожие. Именно христианство породило идеи честного труда, нрав ственного равенства всех перед Богом и ненасильственного перехода к та кому порядку вещей, когда человек человеку будет друг, товарищ и брат. В Библии говорится; «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь». А слова о любви к ближнему повторяются во многих местах Нового Завета. Известный религиовед академик Даниель Ропс, подчеркивая зна чение Библии в нравственном воспитании, пишет: «В Библии человек уз нает себя и изумляется. Более того: Священное Писание снова и снова учит его. Все в этой священной Книге, по словам апостола Павла, дано «нам в наставление». В читаемых нами словах, в уроках, преподаваемых нам в жизненном опыте Избранного Народа и его судьбой, содержится вся нравственность и ее основа в Библии; нет ни одного принципа, сколько бы его ни выдавали за чисто “светский”, который не имел бы своего начала, а зачастую и прекрасной формулировки, в Священном Писании. Общество, 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz