Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе / М-во нар. образования РСФСР, Мурм. пед. ин-т. Каф. педагогики и психологии ; [сост. В. В. Дранишников]. – Мурманск : МГПИ, 1990. – 23, [1] с.

кнуть в процессе диспута по рассматриваемой проблеме про­ тивоположные точки зрения. Иногда, когда речь идет о нравственных, этических цен­ ностях, моде и т. д., интересно провести анкету у людей раз­ ного возраста, разного социального положения. Это позво­ лит в ответах найти и общечеловеческие ценности, а также оценки и субъективные суждения, связанные с возрастом, профессией, с групповыми интересами различных людей. 6. Выделение основных (4—5) вопросов, подлежащих об­ суждению. 7. Подготовка учащихся (участников диспута): чтение ли­ тературы, просмотр кинофильмов, ■написание сочинений, от­ веты по теме диспута и т. д. 8. Назначение одного-двух «едущих. От их знаний, убеж­ денности, эрудиции, тактичности, юмора, общей культуры зависит во многом успех диспута. Ведущими могут быть и ученики старших классов, и учителя. Ведущий должен: а) прекрасно знать теорию и практику обсуждаемой темы; б) уметь доброжелательно, заинтересо­ ванно общаться с аудиторией; в) пользоваться авторитетом у участников диспута; г) не злоупотреблять своим правом голоса; д) обращать внимание на то, чтобы выступающие раскрывали рассматриваемую проблему, освещали один из поставленных вопросов, соблюдали логику, не унижали до­ стоинства оппонентов, аргументировали выступления кратки­ ми убедительными, эмоциональными примерами. 9- Диспут следует начинать с объявления темы и вступи­ тельного слова ведущего, где мотивируется тема, ставятся вопросы диспута. Это может быть рассказ о нескольких спорных фактах или противоположных точках зрения, фраг­ мент документального или художественного фильмов и т. д. Использование кинодокументов психологически настраи­ вает аудиторию на полемический лад, создает доверитель­ ную атмосферу, снимает закрепощенность, которая нередко возникает в начале диспута. При проведении диспута ведущими обращается внимание на то, чтобы выступающие: а) раскрывали тему; 6} освещали один из поставленных вопросов; в) соблюдали логику; г) ар­ гументировали выступления краткими и эмоциональными примерами. Важным компонентом диспута является заключительное слово. Оно должно подводить итоги диспута, оценивать вы­ ступления, поддерживать правильное, оригинальное, анали­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz