Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе / М-во нар. образования РСФСР, Мурм. пед. ин-т. Каф. педагогики и психологии ; [сост. В. В. Дранишников]. – Мурманск : МГПИ, 1990. – 23, [1] с.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР Деловая игра — одно из средств активизации познава­ тельной деятельности, которое можно использовать и в про­ цессе обучения и воспитания. Благодаря органическому соединению игрового и дело­ вого компонентов, во-первых, происходит более быстрая пе­ реработка сознанием информации, во-вторых, четко выявля­ ются противоречивые моменты, парадоксы, проблемы и пу­ ти их разрешения. Само по себе игровое сознание в плане серьезной деятельности дает немного. Но в соединении с мо­ делирующей (учебно-тренировочной) функцией оно стано­ вится эффективным инструментом решения серьезных проб­ лем и задач. Практически можно смоделировать самые различные жиз­ ненные ситуации, с которыми встречаются школьники в пов­ седневной жизни. Деловая игра при правильной организации носит разви­ вающий характер. В процессе ее проведения нередко возни­ кают неожиданные для самого участника игры эвристические решения, а также появляется острое чувство неудовлетво­ ренности в случае проигрыша, заставляющее оперативно восполнять пробелы в знаниях. Расширение и углубление зна­ ний в значительной мере происходит уже в самом процессе коллективного анализа хода и результатов игры. Деловая игра имеет свои правила, логику, последователь­ ность действий. Они сводятся в основном к следующему: 1. Обоснование необходимости игры. Выбор сюжета игры определяется конкретными задачами обучения и воспитания, степенью и уровнем разработки данной темы в научно-мето­ дической литературе, ее актуальностью для сегодняшней школьной практики. Организаторы деловой игры должны помнить, что ее проведение связано с большими временны­ ми затратами, особенно в подготовительный период, поэтому целесообразно выбирать тему игры действительно актуаль­ ную для учебно-воспитательного процесса. 2. Ознакомление участников игры с сущностью этой фор­ мы обучения, целью, задачами, правилами и методикой про­ ведения игры. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz