Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе / М-во нар. образования РСФСР, Мурм. пед. ин-т. Каф. педагогики и психологии ; [сост. В. В. Дранишников]. – Мурманск : МГПИ, 1990. – 23, [1] с.

сгвующих тем диспуюв в первом столбце таблицы. Затем свои данные читает второй член коллектива и т. д. Подсчи­ тывают сумму рангов ( ), суммированные каждой из тем, и на основе их составляется модальный ряд (М), При этом первое место присваивается той теме, которая получа­ ет наименьшую сумму баллов, второе — следующей за ней и т. д- На следующем этапе каждый член коллектива отдельно заполняет колонки ( ) и ( ). В колонку ( } заносится разница рангов между индивидуальным рядом, в колон­ ку ( ) — квадрат этой разницы находится и рассчи­ тывается коэффициент корреляции между индивидуальным и модальным рядом по формуле: , где — число ранжируемых качеств. Для нашего примера = 1 6 . Полученные индивидуальные коэффициенты корреляции заносятся в строку ( ) сводной таблицы. На их основе рассчитывается средний коэффициент ( ср), который и является показателем степени ценностно­ ориентационного единства коллектива в целом. Анализ результатов и Выводы. На основе данных модаль­ ного ряда определяются три наиболее желательных (заняв­ ших 1—3 места} и три наименее желательных (занявших 14— 16 места) для обсуждения в классе темы диспутов. Срав­ нив данные индивидуальных рядов предпочтения, практикант может назвать фамилии учащихся, которым целесообразно поручить подготовку того или иного диспута, а также фами­ лии тех, кому следует поручить роль оппонентов. По инди­ видуальным коэффициентам корреляции (строка ) выделя­ ются типологические группы учащихся, ориентированных или, наоборот, не ориентированных на мнение класса. Какие же выводы может сделать практикант? На основе тем диспутов, попавших в число желательных или нежелательных, делается заключение о характере цен­ ностно-ориентационного единства коллектива класса, выби­ раются темы диспутов и распределяются роли. По степени ценностно-ориентационного единства, выраженном в сред­ 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz