Методические рекомендации по созданию и организации работы школьного краеведческого музея / Пед. о-во РСФСР, Мурм. обл. совет ; сост. В. В. Дранишников. – [Мурманск : б. и.], 1980. – 25, [1] с.

дого учителя предметника (это должно найти отражение в индивидуальном плане по самообразованию), каждого ком­ сомольца (это должно найти отражение в личных обяза ­ тельствах и провериться в период проведения Ленинского зачета), каждого пионера (это должно найти отражение в его обязательствах). Второй путь — это путь «снизу», когда учитель-энтузиаст по своему желанию начинает собирать материал для школь­ ного музея, опираясь прежде всего на своих помощников — учеников. Обычно открытие музея не откладывается на то время, когда будет собран материал по всем разделам, не приурочивается к какой-то дате, т. к. уйдет много времени и некоторые ребята;, не видя результатов своего труда, мо­ гут потерять к нему интерес. Поэтому краеведы готовят вы­ ставки сразу после экскурсий и походов, открывают крае­ ведческий уголок (если нет специального помещения — пря­ мо в пионерской комнате, в коридоре или вестибюле школы), используя этот материал на уроках, занятиях кружка или факультатива, т. е. сразу собранный и обработанный мате­ риал используется в учебно-воспитательной работе, и на каком-то этапе этого материала становится достаточно для того, чтобы официально открыть школьный музей. Педаго­ гический коллектив, комсомольская и пионерская организа­ ции подключаются к краеведческой работе постепенно, по мере успехов, не только в рамках школы, но и района, го­ рода и области, причем работа по привлечению строится на принципах добровольности, на осознанном интересе, на убе­ дительном примере необходимости, важности и результатив­ ности проводимой работы. В своей работе организаторы музея должны стремиться, чтобы: 1. Большинство экспонатов школьного музея были под­ линные исторические источники. «В практике школьной жиз ­ ни не следует подменять понятием «музей» какие-либо дру­ гие формы, связанные с собиранием и экспонированием ра з ­ нообразных материалов, созданием уголков революционных традиций; ленинских комнат и т. д. Имея огромное воспита­ тельное и образовательное значение, все эти формы не ук­ ладываются в понятие «музей», если в их основе не лежит сбор подлинников. Где нет памятников-подлинников, там нет музея»1. 1 Историческое краеведение (пособие для студентов педвузов под ред. профессора Н. П. Милонова), М., «Просвещение», 1969, с. 254. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz