Методические рекомендации по созданию и организации работы школьного краеведческого музея / Пед. о-во РСФСР, Мурм. обл. совет ; сост. В. В. Дранишников. – [Мурманск : б. и.], 1980. – 25, [1] с.

Одной из составных частей тематико-экспозиционного плана является график экспозиции. Это графическое обозна­ чение размещающихся экспонатов на отведенной для них площади — на стендах, в витринах, шкафах, на полу. График экспозиций вычерчивается на миллиметровой бумаге в мас­ штабе 1:10. Для окончательной «доводки» экспозиции можно исполь­ зовать экспериментальную раскладку материала в натуре на условной (масштабной) площади пола, стола, щита. Последний этап экспозиционной работы — оформление экспозиционного помещения в соответствии с принятым тема- тико-экспозиционным планом и графиком. Здесь обязательна консультация, помощь опытного художника. ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ С открытием музея начинается его основная работа — экскурсионная. Но и в этот период не прекращается, а углуб­ ляется работа по изучению учениками основного фонда. Подготовка экскурсоводов — длительный, сложный про­ цесс, требующий от учеников хороших знаний, самостоя­ тельности мышления, умения выразительно, эмоционально, убежденно вести рассказ. Желательно, чтобы будущие экс­ курсоводы сами принимали активное участие в поисковой работе. Это облегчит им подготовку экскурсии, т. к. о неко­ торых экспонатах они уже имеют значительные сведения. Общую основу знаний по истории края ребята получают в историческом кружке или краеведческом факультете. Экс­ курсовод сам выбирает тему экскурсии. Учитель помогает ему подобрать научную литературу, которую ученик изуча­ ет самостоятельно, дает методические советы по проведе­ нию экскурсии. В это же время ученик тщательно изучает те музейные материалы, которые входят в экспозицию. О них он должен знать почти все. Ученик сам пишет текст экскурсии, а по­ том с учителем его дорабатывает. Причем, будущий экс­ курсовод должен иметь несколько вариантов текста с уче­ том посетителей из начальных классов и старшеклассников. Деятельность экскурсоводов нельзя ограничивать только проведением экскурсии. Несколько раз в неделю, по стро­ гому расписанию, группами 2—3 человека они дежурят в му­ зее. В свободное от экскурсий время дежурные следят за чистотой в помещении, за сохранностью музейного материа­ 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz