Методические рекомендации по созданию и организации работы школьного краеведческого музея / Пед. о-во РСФСР, Мурм. обл. совет ; сост. В. В. Дранишников. – [Мурманск : б. и.], 1980. – 25, [1] с.

общая тетрадь в твердом переплете, с пронумерованными, прошнурованными страницами. Инвентарная книга содержит следующие графы: 1) но­ мер по порядку; 2) дата записи; 3) время и источник посту­ пления предмета и номер акта; 4) наименование и описание предмета; 5) материал и техника изготовления; 6) размер; 7) сохранность; 8) в какое собрание поступил; 9) примечание. В инвентарной книге запрещается делать исправления, уточнения, пометки. Поэтому важно не просто механически записать, а прежде всего определить музейный предмет, т. е. обследовать, изучить. Бывает, в музей приносят вещи, вла ­ дельцы которых о них почти ничего не знают. Нередко в по­ ходах краеведам разрешают брать в сараях, на чердаках старинные орудия труда, утварь, о которых новые, чаще мо­ лодые, жильцы ничего не могут сказать. Краеведы с помощью учителя, музейных работников, коллекционеров устанавли­ вают точное название предмета, смысловое содержание, оп­ ределяют материал, из которого он сделан, принадлежность и т. д. Иногда приходится прибегать к помощи справочной литературы, консультации специалистов или даже фото­ графировать предмет и посылать фотографию для уточнения в центральные музеи страны. Музейные предметы, записанные в инвентарную книгу и вошедшие в основной фонд школьного музея, должны полу­ чить свои шифры - обозначения и номера, помогающие найти сам предмет, сведения о нем в инвентарной книге. Шифр содержит сокращенное наименование музея и но­ мер по инвентарной книге. Например, предмет находится в фонде музея школы № 10 города Мурманска, записан в ин­ вентарную книгу под № 146. Отсюда его шифр МшЮГМ— 146. Краеведы должны знать, где и как ставить шифр. На фо­ тографиях, рисунках, документах — на обратной стороне в левом нижнем углу; на керамике, на предметах из дерева, камня — на поддоне; на ящиках, шкатулках, коробочках — внутри; на платках, полотенцах, скатертях — в углу и т. д. Если предмет' очень мал, его кладут в конверт, пакеты, ко­ робочки, на которых наносят шифр. Таким образом, шифр ставится так, чтобы он не портил ни предмет, ни его вид. Рекомендуем завести в школьном музее книгу временно­ го хранения (для материалов, поступивших в музей не на вечное хранение). Например, ученики передают свои коллек­ ции монет, минералов, марок и т. д. на время учебы в школе. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz