DranishnikovVV_MetМетодические рекомендации по организации поисково-краеведческой работы в школе. Мурманск, 1979.

рых он был. Если есть возможность, следует знакомиться с личным архивом тех лет и т. д. Из собранных анкетных данных отбираются адреса участ­ ников боёв в своём крае, для более глубокого изучения их воспоминаний и имеющихся документов. Запи сыв ая воспоми­ нания, нужно шире использовать переносный магнитофон, фотоаппараты. Правила записи воспоминаний. 1. З а р ан е е определить цель беседы, составить вопросник. 2. Запись воспоминаний следует вести группой в 2—3 чело­ века: один ведёт беседу, другие записывают. 3. Наводящими вопросами точно определять время и зл а г а ­ емых событий и фактов. Уточнять даты, фамилии, географиче­ ские названия. Сложные, необычные для произношения фами ­ лии и н азвания просить записать самого рассказчика. 4. Записанные воспоминания необходимо зачитать р а с ­ сказчику для проверки. 5. Факты, события, вызывающие сомнения, необходимо не­ однократно проверить, уточнить у других информаторов. 6. Проверенную запись, соответственно оформив, перепи­ сать в «Тетрадь д л я записи воспоминаний и рассказов». Переписка как форма сбора краеведческого материала Переписка с интересными людьми, музеями, архивами, военкоматами и другими государственными учреждениями — один из путей сбора историко-краеведческого материала. Н е ­ редко с неё начинается интересный результативный поиск. Часто переписка продолжается многие годы и перерастает в прочную д ружбу учеников и учителей с интересными людь­ ми. Используя такую форму работы, в ажно не приучать ребят к роли просителей, а прививать вкус к самостоятельной поис­ ковой работе. Это повысит в их г л а з а х ценность историче­ ских источников. Однако при всей своей видимой легкости переписка тр е ­ бует хорошего зн ания определенной методики. 1. Переписке должн а предшествовать большая подгот вительная работа. Надо тщательно изучить весь интересую­ щий вопрос по литературе, которая являе тся общедоступной. Например, нецелесообразно беспокоить работников государ- з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz