Дранишников, В. В. Друзья не уходят : о Г. Б. Садовской // «Любимые мои учителя...» : очерки об учёных, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 81-86.
В.В. Дранишников друзья не уходят... (О Г.Б. Садовской) Галина Борисовна Садовская, или, как ее, любя, называли «наша Г.Б.» - знако вая фигура не только в истории МГПИ, но и в истории развития образования всего Кольского края. В МГПИ всегда было много самобытных, талантливых преподавателей (ученых, методистов), но Галина Борисовна отличалась от всех ярко выраженным педагогиче ским мастерством, талантом побуждать студентов на любые самые скучные, формаль ные школьные мероприятия, превращая их в творческие дела. Наверное, в памяти разных людей Галина Борисовна осталась «разным» челове ком, и все-таки у всех со знаком «плюс», потому что, несмотря на свою эмоциональ ность, а иногда несдержанность, была человеком искренним, добрым, непримиримым к халтуре, умеющим учитывать возрастные и психологические особенности людей, с ко торыми общалась. Трения, которые могли возникнуть, быстро устранялись в деятель ности, и часто студенты, наблюдая, как они быстро и успешно под руководством пре подавателя осваивают практические умения и навыки работы с детьми, становились ее единомышленниками, а нередко и друзьями на многие годы. Галина Борисовна сыграла решающую роль и в моей профессиональной судьбе не только в студенческие годы. С ее «легкой руки» я стал работать учителем в мурман ской средней школе № 10. Здесь был прекрасный педагогический коллектив, очень профессиональная, требовательная администрация в лице директора Марии Федоровны Николаевой и завуча Клавдии Васильевны Буренковой. В школе были опытные учите ля истории, разные, совершенно непохожие друг на друга. В среднем звене работала Людмила Григорьевна Анисимова, выпускница нашего Учительского института, лас ковая, доброжелательная, прекрасно владеющая методикой преподавания. Евгений Александрович Абросимов вел историю и обществоведение в старших классах. Внешне спокойный, уравновешенный, не придававший особого внимания современным мето дикам, но прекрасно знавший материал и умевший готовить выпускников к сдаче экза менов. Школьники любили обоих учителей: у них было чему поучиться. Все это очень помогло мне со временем стать учителем. Именно Галина Борисовна Садовская убедила Б.А. Голуба, заведующего кафед рой педагогики, в том, что целесообразно этого выпускника МГПИ взять на кафедру ассистентом. К тому времени я уже 12 лет проработал учителем истории, сдал канди датские экзамены. Но главный «козырь» Галины Борисовны состоял в том, что я много лет плодотворно сотрудничаю с институтом: даю открытые уроки, беру студентов на практику, участвую в научно-практических конференциях, проводимых институтом на разных кафедрах - педагогики, истории СССР, литературы. Очень скоро я стал понимать, что институт для начинающего ассистента, по сравнению со школой, далеко не райский уголок, особенно в плане межличностных от ношений между преподавателями на кафедре и между кафедрами. Было очень трудно понять, почему специалисты по педагогике и психологии не соблюдают Fie только об щечеловеческую, но и профессиональную этику. Получалось, как у классика: «Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет...». Галина Борисовна преподнесла мне первые «уроки выживания», которые бази ровались на ее житейской мудрости и многолетнем опыте. Некоторые положения этой «народной вузовской» педагогики я даже записал и, конечно, сохранил в памяти. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz