Дранишников, В. В. И. Ф. Ушаков - защитник Отечества, учёный, человек // «Любимые мои учителя...»: очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 61-73.

Специалистов тогда готовили широкого профиля, с правом преподавания не только истории, но и литературы и русского языка. И мне всегда, я это не скрывал, ли­ тература нравилась больше, чем история. Я, как и большинство студентов того времени, мечтал работать в школе, и на­ шими «главными предметами» были педагогика и методика воспитательной работы. На студенческих научных конференциях я всегда выступал по проблемам воспитания или с обобщением передового педагогического опыта. Поэтому наши «творческие пути» с Иваном Федоровичем в мои студенческие годы не пересекались. Но с каждым годом я открывал у него черты, не типичные для многих препода­ вателей. Возьму на себя смелость утверждать, что я понимаю, почему Иван Федорович многого достиг в науке и почему его любят люди. Талантливых людей на Руси много, да и трудолюбием сегодня никого не удивишь. Он имел иммунитет к двум страшным человеческим болезням, которые, как раковая опухоль, разъедают и губят людские ду­ ши, - зависти и стремлению к власти. Иван Федорович умел радоваться и сопереживать научным успехам коллег по работе: он первый поздравлял с публикацией, находил тёплые, добрые слова. Его по­ хвалы студентам были такими необычными, что оставались в памяти на всю жизнь. Помню, когда я был ещё студентом второго курса, газета «Комсомолец Заполя­ рья» опубликовала мою рецензию «Север на уровне сердца» на книгу художника Анд­ рея Яковлева «В семи сантиметрах от полюса». Я был буквально ошарашен словами, которые сказал на лекции, в большой аудитории, тогда ещё доцент И.Ф. Ушаков «зелё­ ному» студенту: «Молодец! Лихо ты написал, у меня так бы не получилось...». Конечно, не случайно, что именно с «лёгкой руки» И.Ф. Ушакова я написал свою первую книжку «Рассказы по истории Кольского края». Я тогда работал учителем истории в СШ № 10 г. Мурманска, занимался поиско­ вой работой, школьным музеем и, как каждый учитель-краевед, во-первых, не имел свободного времени, а во-вторых, я даже не мог и мечтать о возможности издания сво­ ей книжки. Иван Федорович спокойно и убедительно доказал, почему я «могу и должен это сделать». Он взял на себя всю трудоемкую работу: согласование этого вопроса с руководством издательства, с главным редактором - и решил другие организационные вопросы. Только через много лет, когда я самостоятельно «пробивал» в издательстве учебное пособие «История родного края», я оценил по достоинству роль и помощь Ивана Федоровича в выходе моей первой книжки. В дальнейшем все свои краеведческие публикации я отдавал на рецензирование И.Ф. Ушакову. И это единственный рецензент, который никогда не отказывался от мо­ ей просьбы и, главное, никогда не подводил: отзыв всегда был готов к согласованному сроку. Да и текст рецензий настолько самобытен, что я процитирую один из абзацев: «Это, конечно, ещё не кафтан, но красная часть кафтана...». После рецензирования Ива­ на Федоровича рукопись книги можно смело нести в любое издательство. Как учитель истории я сам рецензировал учебные пособия, написанные И.Ф. Ушаковым, и в нескольких специальных изданиях сделал попытку сказать добрые слова в его адрес. Но и работая в школе, сотрудничая с Иваном Фёдоровичем, я и тогда не рискнул писать о нём очерк. Правда, уже по другим причинам: боялся фальши и красивости, боялся редакторской правки газеты, в результате которой от моего очерка могли остаться «рожки да ножки». Когда я пришёл работать в институт, было достаточно трудно адаптироваться к новой обстановке. В школе я был ведущим преподавателем истории, известным в об­ ласти краеведом-поисковиком, а на кафедре педагогики стал на десять лет ассистентом, своего рода «мальчиком на побегушках». До сих пор думаю, что у меня всё-таки гораз­ до больше задатков для работы в школе. Мне дружески помогали освоиться в новом 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz